Чили. Борьба с эйджизмом из поколения в поколение в академических кругах

Объединяя поколения во имя перемен

Чили — третья по возрасту страна Латинской Америки. В 2020 году 12 процентов его население было в возрасте 65 лет и старше, и, по прогнозам, к 2065 году его доля возрастет до 30 процентов. Здесь один из самых низких показателей рождаемости в регионе, а ожидаемая продолжительность жизни при рождении составляет более 80 лет. В 2020 году, после начала пандемии, Центр быстро адаптировал свою деятельность, чтобы отразить непропорционально сильное воздействие пандемии на пожилых людей (в Чили более 80 процентов умерших от COVID-19 были людьми в возрасте 60 лет и старше).

Центр Герополиса Университета Вальпараисо (Чили) впервые применил межпоколенческие подходы в системе высшего образования. Возглавляемый пожилыми людьми и студентами, он вывел на передний план вопросы старения, эйджизма и прав пожилых людей. Во время пандемии COVID-19 Центр начал использовать межпоколенческий подход, несмотря на логистические проблемы, связанные с мерами общественного здравоохранения из-за COVID. Центр работал с кафедрами университета, проведя серию обменных встреч между поколениями. Это привело к тому, что молодые и пожилые участники изменили свое восприятие друг друга, обсуждая свой индивидуальный опыт. Продвигая академические инициативы, возглавляемые более чем 600 пожилыми людьми и 181 студентом, исследуя проблемы старения и эйджизма новаторским, совместным образом, Центр стремится расширить знания и понимание о старении и пожилых людях. Он объединяет молодых и пожилых людей для обсуждения важных вопросов, таких как взаимосвязь эйджизма и сексизма, что приводит к насилию, которое становится неотъемлемой частью социальных норм и практики.

В условиях ограничений, связанных с COVID, Центр продолжил свою деятельность, перейдя на дистанционную сдачу учебных модулей и дипломных проектов. Потребовалось инновационный подход к развитию понимания учащимися проблем старения, отчасти за счет включения материалов о старении и эйджизме в учебную программу всех факультетов, в том числе не связанных с социальными и медицинскими исследованиями. Так Центр оказал поддержку студентам факультетов истории, философии и социальных наук в организации серии вебинаров для представителей разных поколений с участием пожилых людей из разных уголков страны. Вебинары способствовали установлению связи между учащимися и пожилыми людьми посредством диалога и активного слушания. Центр также помогает учащимся разрабатывать межпоколенческие проекты, «учит учителей» тому, почему так важно включать межпоколенческую перспективу в учебную программу.

Для каждой инициативы Центр обеспечивает участие как минимум двух поколений, как на этапах разработки, так и на этапах реализации проектов, чтобы они отражали жизненный опыт и точки зрения пожилых людей. Например, студенты, изучающие историю и социальные науки, ознакомились с электронной книгой Diario íntimo de Chile: главные письма во время пандемии, изданной университетом и центром Gerópolis. В книге собраны ежедневные записи 387 пожилых людей из разных регионов Чили. Письма охватывают различные темы, от прав человека и демократия для размышлений о воспоминаниях. Их обзор был разработан в два этапа: сначала учащиеся читали отрывки из книги, чтобы узнать больше о том, как пожилые люди пережили карантин во время пандемии; затем они встретились с соавторами книги, чтобы обсудить ее.

Еще одна межпоколенческая инициатива Центра — «Исключение внутри инклюзии: круг пожилых женщин», под руководством психолога и магистранта Эвелин Диас. Она собрала группу женщин в возрасте 60 лет и старше, которые встретились восемь раз, чтобы обсудить и поразмышлять о своем жизненном опыте старости и пола. Встречи предлагали участникам «думать о себе как о женщинах» и обсуждать темы жизненной силы, эмоциональности, творчества, духовности и сексуальности. Наряду с этим, другие студенты приняли участие в серии межпоколенческих дискуссий с членами Круга пожилых женщин, чтобы поделиться и поразмышлять о самых серьезных проблемах, которые влияют на жизнь женщин сегодня, таких как сохранение гендера как формы структурного насилия на протяжении всей истории. Одна из таких дискуссий, приуроченная к празднованию Международного женского дня, была посвящена следующей теме – «Межпоколенческое женское общество: возможность переосмыслить опыт старения?» Она подчеркнула необходимость создания солидарности и союзов между женщинами разного возраста и рассмотрения феминизации старения.

Первоначально Центр столкнулся с нежеланием некоторых государственных учреждений и организаций гражданского общества принимать пожилых людей в качестве экспертов по вопросам старения и прав. Но он преодолел это, создав прочные союзы с этими организациями с течением времени, так что в настоящее время широко признается важность взглядов и знаний пожилых людей. Это изменение важно, так как альянсы обеспечивают устойчивость работы Центра даже после завершения конкретных проектов. Еще одним достижением является изменение отношений между старшими и младшими людьми, которые принимают участие в его деятельности. Пожилые участницы, участвовавшие в разработке и реализации инициатив, таких как «Круг пожилых женщин» и дневниковые письма, сообщали о том, что их ценят, слышат и понимают. На протяжении всей своей деятельности Центр учит студентов принимать точку зрения, основанную на правах, адаптированную к пожилым людям, чтобы они закончили обучение и стали «будущими лидерами» с большей социальной осведомленностью.

Межпоколенческие пространства, которые Центр создает, имеют решающее значение. Например, прочитав дневниковые записи и впоследствии встретившись с соавторами Diario íntimo, студенты смогли поставить себя на место пожилых людей – понять их внутренние мысли, переживания и страхи. Это помогло разрушить возрастные стереотипы и помогло молодым людям лучше понять положение пожилых людей в обществе. Совместный подход Центра является еще одним успехом. Он считает, что для понимания и распространения знаний о старении, эйджизме и правах пожилых людей необходимо быть обсуждения и обмены между людьми разного возраста и происхождения, а не односторонний процесс преподавания-обучения. Для достижения этого сотрудничества он способствует развитию чувства сопричастности среди пожилых людей, которые принимают участие в его деятельности. О его успехах в этом свидетельствует тот факт, что многие пожилые люди продолжают участвовать в работе Центра спустя долгое время после их первоначального участия. «…был изучен очень важный элемент общественной жизни. В этом случае, прислушиваясь к голосу опыта или к тому, что можно было бы назвать «живой историей»… Каждый день каждый может выделить время, чтобы понять и научиться у пожилых людей вокруг нас и, таким образом, включить их точку зрения в наше общество». Кроме того, межпоколенческая дискуссия в Международный женский день стала первой возможностью для создания союза между молодыми и пожилыми женщинами, чьи голоса часто менее вероятны.

Проведение межпоколенческих дискуссий в высших учебных заведениях позволяет учащимся выработать разные взгляды на старение, эйджизм и права пожилых людей, когда они напрямую слышат от пожилых людей свой жизненный опыт. Необходимо признать проблемы охвата цифровыми технологиями. Но для пожилых людей, у которых есть доступ к Интернету, онлайн-вебинары — это хорошая возможность пообщаться с другими людьми, независимо от того, где они живут. Крайне важно вовлекать людей разного возраста при разработке и осуществлении мероприятий, предусматривающих обмен между поколениями. Чем больше будет вовлечено пожилых людей, тем более актуальным, точным и успешным будет межпоколенческий проект. Каждая инициатива должна развиваться бок о бок с пожилыми людьми. В противном случае это рискует инфантилизировать пожилых людей и сделать их реально невидимыми. Лучший способ охватить больше людей, чтобы рассказать им о старении, эйджизме и правах пожилых людей, — это работать с другими учреждениями и группами и создавать с ними устойчивые союзы.

Категории: -