Раздел I. БЫЛОЕ. Мой маленький дворик

 2019 год. В детском саду проводят конференцию для педагогов. Одна из тем звучит приблизительно так: «Использование разнообразных культурных практик для освоения детьми городского пространства».  Они знакомят сегодняшних детей с «секретиками». Приготовлены  влажные салфетки для рук, ящик с чистым песком. Ищущие педагоги ищут. И я интересуюсь, что же такое – модное понятие «культурные практики».
 Всезнающий интернет помогает. Оказывается, это «ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослыми или самим ребёнком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах…»
Трудно предположить, станет ли изготовление «секретиков» действительно культурной практикой для сегодняшних детей. Ведь условия дворовой жизни (если вообще можно о ней говорить) современных детей отличается от вольной деятельности ребятишек шестидесятых-семидесятых годов. Помните из детства – осколок стекла, зарытый в землю в укромном месте. Под ним – кусочек фантика, или цветочек, или ещё что-нибудь (объект эстетического если не восхищения, то любования). Мы «приобретали и повторяли опыт общения». 

Решали, кому доверить «секрет». Испытывали гордость от того, что кто-то доверил свой «секрет» и разочарование от утраты доверия к тем, в ком были уверены. Казалось бы – простая детская забава. Нет, смотри глубже …

Оказывается, пользуясь современными формулировками, все наши «Двенадцать палочек», катание с горки на фанерке, портфеле или просто подогнутой ноге в валенке были « культурными практиками». Именно они, «основанные на текущих и перспективных интересах», создавали «опыт общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах…»
У девчонок - «секретики». А у мальчишек – «Чиж» и деревянный самокат, сделанный своими руками, «Пробки» и многое другое. Расплавленный свинец
наливали в ложку. Свинец остывал, и получалось либо грузило для удочки (если проделать дырочку для лески), либо бита для игры в «пробки». Точным ударом биты по краю пробки от пива или лимонада нужно было перевернуть её. У меня был брат тремя годами старше: у него были и биты, и пробки, и поржавевшие гильзы и каски, привезённые с 63-го километра (теперь я предполагаю что это район боёв на Синявинских болотах). Только теперь я задумываюсь: а откуда был свинец, как его плавили, как мальчишками самостоятельно добывались военные трофеи (отнюдь не в шаговой доступности от дома). Помню только, что маму беспокоило невероятное количество натащенных с улицы кусков проволоки, деревяшек, разнообразных железок, которые скапливались между входными дверьми нашей коммунальной квартиры в доме сталинской постройки. Она выбрасывала «хлам», он со временем накапливался снова. А универсальные «Фантики»? Предмет гордости и демонстрации, собранный в пустую коробку (если они красивы и уникальны). Предмет обмена, если их достаточно много (освоение азов рыночных отношений?) А сама игра? Азарт, радость, соблюдение или несоблюдение правил и договоров – это ли не школа эмоционального соучастия и общения!
Качели. Каждая «разновидность» при некой общей функции давала ещё и возможности для проживания разных чувств и укрепляла разные качества.
Вот обычные качели: деревянное сиденье, прикреплённое металлическими толстыми прутьями. Можно качаться сидя, просто получая удовольствие. Сгибаешь и разгибаешь колени, откидывая корпус назад. Безопасно и весело. «Покачай меня!» или «Давай я тебя покачаю» - стоишь сзади, с силой отталкивая от себя сиденье.
Опыт формирования заботы, внимания, проявление симпатии. А можно качаться «на ногах». Раскачаться «до стукалки» - дух захватывает! А ведь можно стоять и не на сиденье, а на металлических перильцах вокруг него – еще опасней. Испытай себя!.. В центре многих дворов – «гигантские шаги». «Гиганты». К металлическому столбу под маленькой металлической крышей прикреплены толстые канаты с петлёй внизу. Влезай в неё (не головой, конечно) и – смелее вперёд! 
Разбегаешься по кругу, делая гигантские шаги, отрываешься от земли и летишь, разогнавшись… А можно и помочь друг другу. Бежишь по кругу, держа в руках тяжёленькую ношу, а потом выбегаешь, стараясь не попасть под следующий загруженный канат.
А вот неуклюжие железные качели, похожие на купе поезда, ценны совсем другим. Они не дают ощущения полёта и возможности испытать свою храбрость или ловкость. На них сильно не раскачаешься: разве что покачать малышей, посадив их на широкое деревянное сиденье. 
Зато здесь можно разместиться большой компании: кто-то сидит, те, кому не хватило места – стоят рядом, кто-то умудрился влезть сверху на спинку качели. Поздний вечер. Закончены шумные «лапта», «кислый круг» и «вышибалы» - не стоит шуметь. Но белые ночи ещё позволяют побыть вместе, пока из очередного открытого окна не донесётся: «Нина /Таня, Вова…/, домой!» Начинается с обычных разговоров, детских анекдотов, словесных игр («Я садовником родился..») А потом… "В одном чёрном, чёрном городе..."или «Красная Рука выходит из могилы…» Сердце замирает, а слушать хочется. Теперь психологи берутся объяснять «зачем дети рассказывают страшные истории». А тогда мы просто жили: играли и ходили в гости, ссорились и мирились, доверяли и ошибались. И взрослые не задумывались, что мы осваиваем "социальный опыт в культурных практиках". 

Ольга Машина
В добрый путь!

Πредставляю вам удивительный журнал, журнал с запечатленными голосами совершенно обыкновенных, но исключительно талантливых людей, что живут с вами рядом, в вашем городе, или даже в вашей семье. Кто-то из них, возможно, первый раз взялся за перо, а кто-то позволил себе, наконец, обратиться к «ларцу» своей памяти и извлечь оттуда самые сокровенные и важные  воспоминания.  Всех наших авторов объединяет немалое количество прожитых лет, желание передать самое доброе и прекрасное, что у них есть внутри, рассказать о том, что волнует, о чем живут, чем могли бы наполнить умы и сердца других.  

Когда все это задумывалось, я говорила коллегам: едва ли стоит быть профессионалами, иметь дипломы и корочки, чтобы делать в жизни интересные и полезные вещи…Можно ими стать в процессе занятия любимым делом, в данном случае – в проектной работе. Команде увлеченных и ответственных людей по силам многое. Дорогие друзья, не судите строго наш первый выпуск, все мы воплощаем свои мечты: написать статью, выпустить журнал, стать автором, стать  членом команды единомышленников, Разве не это Счастье?!   

Думаю, стоит упомянуть, что для Дома проектов этот журнал не первый в истории Организации. В течение нескольких лет мы издавали художественно-публицистический альманах «Возр@сту.net» (2007 – 2015). На новом витке работы мы снова обращаемся к письменному слову, нравственному посланию от старших к младшим, потому что ощущаем в этом актуальный запрос и залог сохранения всего человеческого, что есть в нашем обществе.

И еще. Как мы с вами знаем, люди старшего возраста как старейшины племени являются «хранителями  памяти» общества, народа, они носители так называемого культурного кода, который обеспечивает развитие последующих поколений. Нашим проектом мы вскрываем «послание», которое должно было бы быть «в бутылке», и которое, возможно, кому-то понадобится после нас. Мы это делаем сейчас и в живом общении. Кстати сказать, каждому суждено быть и читателем нашего журнала, и его автором.
                                                   
 Светлана Чернышева
Каждое поколение, живущее в то или иное время, оставляет память о себе. Эта память может быть материализована в произведениях архитектуры, живописи, научных и технических достижениях. Это могут быть летописи, воспоминания, дневниковые записи людей, рассказывающие «о времени и о себе»: о важных для страны и общества событиях, людях (известных и неизвестных), а также о совсем личных простых, даже бытовых вещах, которые по истечении времени тоже становятся историей. Чем больше удаляются эти воспоминания от сегодняшнего момента, тем более уникальными и удивительными они становятся. А мы живём в своём времени и часто не задумываемся: то, что для нас – обыденная сегодняшняя данность, для поколения (и тем более поколений), идущих за нами, уже история. Мы все – участники, свидетели и создатели истории. Истории нашей семьи, города, страны, да и мира, в конце концов. В этом ценность каждой человеческой жизни – она неповторима.

Журнал имеет два основных блока - «Былое» и «Думы». Раздел «Былое» - это своего рода констатация. Создаём коллективный портрет «былого». Здесь публикуются воспоминания, зарисовки, любые фактические материалы. Материалы группируются по рубрикам, которые предлагаются редакцией, а также открываются по рекомендации участников проекта. Раздел «Думы» - это размышления, философствования, критические заметки наших участников на волнующие их темы. Это могут быть как размышления о сегодняшнем дне, так и о вечных вопросах. Здесь публикуются эссе, очерки о книгах, театральных постановках, событиях в мире искусства, материалы литературного творчества участников. Это деление условно. Не может быть Дум ни о чём (без Былого) и наоборот, не осмысленного Былого (без Дум). При этом предусмотрено существование на страницах журнала Гайд Парка – места, где можно свободно провозглашать и отстаивать любые идеи.

«Всем лучшим во мне я обязан книгам» - писал Максим Горький. И я не мыслю своей жизни без книги. При этом говорю: «Всем лучшим во мне я обязана людям». В нашем журнале есть рубрика «О тех, кто рядом – от тех, кто рядом». Я могла бы её довольно плотно наполнить: есть немало людей, которым я благодарна за ту жизнь, которую я проживаю. Родители и ближний круг, дети и учителя, сослуживцы и попутчики, соседи и случайные знакомые, товарищи по увлечениям и друзья – все они персоны уникальные. Более сорока лет после окончания педагогического института имени А.И. Герцена я работаю с детьми и взрослыми. Чем старше я становлюсь, тем больше учусь у тех, кто рядом. И утверждаю вслед за Е.Евтушенко:
 «Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы – как истории планет.
У каждой всё особое, своё.
И нет планет, похожих на неё…»
 Хочется, чтобы люди больше знали и больше ценили друг друга. Наверное, поэтому я здесь – в этом Доме и в этом Проекте.

Математик, журналист, педагог. Член Союза журналистов СПб и ЛО. Любовь к слову утвердилась в студенческие годы, когда потребностью души стало ведение дневника и длинные письма к друзьям и родным. Страсть познавать мир, людей, события и рассказывать об этом читателю воплотилась в многолетней журналистской работе, поначалу внештатной, а затем и в качестве штатного корреспондента. Кроме обязательных материалов удавалось публиковать и те, что рождались в тайниках души – зарисовки о природе, эссе, очерки о людях и путевые очерки. Работа над словом подвигла проникнуть в тайны родного языка, задуматься над технологией повествования. С годами накопленные впечатления и опыт переросли критическую массу, родилась потребность взять перо, чтобы поделиться с людьми пережитым в жанре рассказа. И вот родились рассказы и стихи в жанре верлибр и хайку, с которыми читатели познакомились благодаря книгам. 

Представьте: садишься в … (машину, автобус, поезд, самолёт- что предпочитаете), или на … (коня, велосипед, корабль) или никуда не садишься, а, надев рюкзак, рискуешь пройти (десятки, сотни, тысячи километров– на сколько хватит) пешком по маршруту, который до этого разрабатывал до шага (что не отменяет неожиданностей). И что может быть лучше этого?! Идти, ехать, плыть, лететь –чувствуете? Перемещаться не только в пространстве, но и во времени, иногда даже в эпохах. Шутка. Но доля присутствует. Новые места, города, страны, люди. А главное – новые впечатления, мысли, да ты и сам после каждой такой дороги – новый. И начинаешь понимать больше и о себе, и о других, и о жизни. Ведь жизнь – это тоже путешествие. Из пункта А в пункт Б. И, когда ты уже ближе к концу маршрута, хочется рассказать кому-нибудь о пройденном – хотя бы о самых ярких моментах. Надеюсь, что наш журнал и станет тем местом, где мы сможем делиться своими воспоминаниями, мыслями и маршрутами. В путь!
Мне нравится быть читателем. Люблю  хорошо сформулированную мысль, меткое слово, яркий образ, возникающий в воображении  благодаря таланту писателя. Мой личный опыт  как «творца текстов»  укладывается в рамки профессиональной деятельности. Во-первых, как и всем преподавателям вузов, мне приходилось писать статьи и учебно-методические пособия. Во-вторых, я переводила с немецкого специальную литературу по контроллингу (экономике и финансам) и маркетингу. «Перевод – это автопортрет переводчика».  Излагать чужие мысли на родном языке – не значит слепо подчиняться слову и логике автора! Одновременно  учишься у него, а также интерпретируешь его. Увлекательный процесс, который помог мне приобрести новую специальность. Прошли годы, прежде чем у меня возникло желание заново обработать и структурировать  накопившиеся  методические материалы (в том числе и переводные)  и – в идеале –  издать их. Именно в Доме Проектов я встретила единомышленников, которые ставили аналогичные цели. В отличие от меня, мои коллеги – люди творческого склада, пишут стихи и обсуждают гуманитарные проблемы. Я с удовольствием присоединяюсь к ним.