Раздел I. БЫЛОЕ. Я этим городом храним…
Литейная часть Петербурга. Первые семь лет моей жизни прошли здесь, в аристократической части Петербурга, в семейном гнезде Саблиных – квартире дома № 33 по улице Чайковского. Напротив нашего дома расположилось несколько особняков, и я всегда знал, что обитает там начальство: райком партии и исполком. Наш трехэтажный скромный дом, почти без отделки, трудно принять за особняк. Но нас, жильцов, не проведешь: особняк был капитально перестроен в 1928 году жилищным кооперативом «Инжкоопстрой». Появился третий этаж, исчезли сандрики, наличники, фигурный карниз. Уже тогда я знал, что дом когда-то принадлежал графине Марии Клейнмихель. Помня строки А.Некрасова, чувствовал какую-то связь хозяйки с железной дорогой. Нет, она не была женой строителя Николаевской дороги и министра Петра Клейнмихеля, она была его невесткой – женой сына. После открытия известной железнодорожной магистрали прошло более сорока лет, прежде чем появился этот особняк. И Мария давно была вдовой. Но о балах-маскарадах графини, как и о салонах, что проходили в ее даче на Каменном острове, говорил весь петербургский свет. Ее балы нельзя было сравнить с раутами в великокняжеских дворцах, она брала другим. И каждый, кто занимал хоть какое-то положение в обществе, считал честью быть приглашенным к ней в дом. Квартира наша была в бельэтаже справа, четыре большие комнаты, кухня, ванная и коридор. Эту квартиру дед Виктор Леонидович Саблин, технический директор завода «Красный путиловец», получил, вступив в жилищный кооператив «Инжкоопстрой». По легенде, он в начале 1920-х отказался въехать в особняк Н.Путилова, что стоял при заводе. Но дети росли, и в 1928-м он поселился здесь, в бывшем особняке графини, перестроенном кооперативом. Деду на откуп дали планировку его будущей квартиры. Он как технарь вырезал вместе со старшей дочерью Ниной из бумаги то, что надо было расположить – предметы мебели – и получил требуемое членение. План не был сложным: череда комнат и коридор, соединяющий их. В нашей квартире на кухне в 1950-е годы сохранялась дровяная плита и выходящий на улицу шкаф-холодильник под подоконником. В углу над обеденным столом висели часы-ходики. В громадной прихожей на тумбочке красовался массивный черный телефон. Меж входных дверей хранили продуктовые запасы, как в холодильнике: соленые грибы, квашеную капусту и др. Квартира не была коммунальной, но в то же время у каждого была своя семья. Длинный коридор по одной стороне теснила череда шкафов, а также старинный коричневый дорожный сундук из фибры с деревянными ребрами, металлическими накладками, замками и полочками внутри. В квартире при мне жили семьи трех детей В.Л.Саблина: дочери Нины, сыновей Всеволода и Михаила. Всех объединял всеобщий любимец -- рыжий, пушистый кот Мурзик. Родственники часто встречались в кухне за обеденным столом, мы, дети, вместе играли. Так, я гонял по коридору на четырехколесных (как у автомобиля) роликовых коньках, они привязывались к ногам ремнями. Тяжелые, сделанные из стали ролики невообразимо шумели в движении. А что детям еще надо? Во дворе стоял ничейный грузовик-полуторка, ребята с удовольствием лазали по ней. Сзади теснились дровяные сараи. Дворник дядя Миша, надев неизменный белый передник поверх пальто, в очках стоял с метлой у ворот дома. У моего двоюродного брата Олега – он старше меня на 21 год -- появилась с годами легковая «Победа». Она стояла в кармане на Чайковского, все ею гордились. Но Олег, обожающий технику, обзавелся и более мобильным транспортом – в коридоре встала мотовело, иначе мотовелосипед или мопед. Так и шла жизнь в бывшем особняке. На завтрак перед детским садиком к чаю мне непременно полагался бутерброд с сахарным песком. Вечером перед сном мама напевала мне колыбельную Моцарта, разные детские песенки. В детском саду любимой у детворы стала «Дальневосточная партизанская». По воскресеньям я гулял с мамой и папой в Таврическом саду, выходил на Неву, ездил в гости к бабушке, в зоопарк, в ЦПКиО, в музеи. К 40-летию Великого Октября в 1957 году для детского сада мы с мамой вместе делали из картона лозунг, посвященный юбилею революции. С детства радуясь природе, я запомнил, как наша семья занимается комнатными растениями. Были в комнате мои любимые драцена и маранта. С тех пор я старался сохранять эти виды растений у себя. Сейчас их нет у меня, но я непременно найду ростки. Некоторое время в банке жили рыбки. Будучи тихим и застенчивым, я с нетерпением и трепетом ходил в гости к тетям. У тети Веры – жены дяди Севы – стоял большущий черный рояль, черные ролики которого я так любил крутить. На диване в ее комнате восседал предмет вожделения детей -- громадный плюшевый медведь. Периодически звала меня и Маринку (мою племяшку, хотя и младше меня всего на год) к себе поиграть тетя Нина. Осторожно я заходил в большую комнату, где на стене висели репродукции Куинджи «Березовая роща», Рафаэля «Сикстинская мадонна» и фото Рихтера за инструментом. Под старой настольной лампой на громадном столе появлялся заветный мешочек… с малюсенькими бирюльками. Какое наслаждение доставляло мне и Маринке разглядывать сваленные горкой крошечные деревянные чашечки с ручками, блюдечки, чайнички с изящными носиками, кувшинчики, мисочки. Смотреть на этот лилипутский мир – несказанное удовольствие, но тут из мешочка появлялся хорошенький крючочек, и тетя загадочно объявляла о начале игры. Требовалось совсем простое: вытащить из кучки вещицу так, чтобы остальные кукольные предметы не пошевелились, не сдвинулись, и тем паче не посыпались лавиной. Каюсь, задание сие мне удавалось нечасто, но главное, я не спускал глаз с милейших деревянных крохотулек. Иногда она доставала жестяную коробочку из-под зубного порошка, и на стол высыпалась кучка аккуратных деревянных кружочков. Это – блошки. По очереди мы старались щелчком отправить свою пуговку в цель – в дом, в коробку. Как и в бирюльках, получалось это у меня нечасто. Да, рос я не очень сноровистым, домашним ребенком. Но увлекался, да еще как! Понимаю теперь, почему тетушка прожила так долго –почти 100 лет. Сейчас в нашей квартире – салон красоты. Что ж, достойное продолжение. А на доме висит мемориальная доска, говорящая о том, что здесь жил Народный артист СССР Василий Меркурьев. Их большая квартира находилась наверху. А наша-то – в бельэтаже! Владимир Саблин
В добрый путь!
Πредставляю вам удивительный журнал, журнал с запечатленными голосами совершенно обыкновенных, но исключительно талантливых людей, что живут с вами рядом, в вашем городе, или даже в вашей семье. Кто-то из них, возможно, первый раз взялся за перо, а кто-то позволил себе, наконец, обратиться к «ларцу» своей памяти и извлечь оттуда самые сокровенные и важные воспоминания. Всех наших авторов объединяет немалое количество прожитых лет, желание передать самое доброе и прекрасное, что у них есть внутри, рассказать о том, что волнует, о чем живут, чем могли бы наполнить умы и сердца других. Когда все это задумывалось, я говорила коллегам: едва ли стоит быть профессионалами, иметь дипломы и корочки, чтобы делать в жизни интересные и полезные вещи…Можно ими стать в процессе занятия любимым делом, в данном случае – в проектной работе. Команде увлеченных и ответственных людей по силам многое. Дорогие друзья, не судите строго наш первый выпуск, все мы воплощаем свои мечты: написать статью, выпустить журнал, стать автором, стать членом команды единомышленников, Разве не это Счастье?! Думаю, стоит упомянуть, что для Дома проектов этот журнал не первый в истории Организации. В течение нескольких лет мы издавали художественно-публицистический альманах «Возр@сту.net» (2007 – 2015). На новом витке работы мы снова обращаемся к письменному слову, нравственному посланию от старших к младшим, потому что ощущаем в этом актуальный запрос и залог сохранения всего человеческого, что есть в нашем обществе. И еще. Как мы с вами знаем, люди старшего возраста как старейшины племени являются «хранителями памяти» общества, народа, они носители так называемого культурного кода, который обеспечивает развитие последующих поколений. Нашим проектом мы вскрываем «послание», которое должно было бы быть «в бутылке», и которое, возможно, кому-то понадобится после нас. Мы это делаем сейчас и в живом общении. Кстати сказать, каждому суждено быть и читателем нашего журнала, и его автором.
Светлана Чернышева
Каждое поколение, живущее в то или иное время, оставляет память о себе. Эта память может быть материализована в произведениях архитектуры, живописи, научных и технических достижениях. Это могут быть летописи, воспоминания, дневниковые записи людей, рассказывающие «о времени и о себе»: о важных для страны и общества событиях, людях (известных и неизвестных), а также о совсем личных простых, даже бытовых вещах, которые по истечении времени тоже становятся историей. Чем больше удаляются эти воспоминания от сегодняшнего момента, тем более уникальными и удивительными они становятся. А мы живём в своём времени и часто не задумываемся: то, что для нас – обыденная сегодняшняя данность, для поколения (и тем более поколений), идущих за нами, уже история. Мы все – участники, свидетели и создатели истории. Истории нашей семьи, города, страны, да и мира, в конце концов. В этом ценность каждой человеческой жизни – она неповторима. Журнал имеет два основных блока - «Былое» и «Думы». Раздел «Былое» - это своего рода констатация. Создаём коллективный портрет «былого». Здесь публикуются воспоминания, зарисовки, любые фактические материалы. Материалы группируются по рубрикам, которые предлагаются редакцией, а также открываются по рекомендации участников проекта. Раздел «Думы» - это размышления, философствования, критические заметки наших участников на волнующие их темы. Это могут быть как размышления о сегодняшнем дне, так и о вечных вопросах. Здесь публикуются эссе, очерки о книгах, театральных постановках, событиях в мире искусства, материалы литературного творчества участников. Это деление условно. Не может быть Дум ни о чём (без Былого) и наоборот, не осмысленного Былого (без Дум). При этом предусмотрено существование на страницах журнала Гайд Парка – места, где можно свободно провозглашать и отстаивать любые идеи.
«Всем лучшим во мне я обязан книгам» - писал Максим Горький. И я не мыслю своей жизни без книги. При этом говорю: «Всем лучшим во мне я обязана людям». В нашем журнале есть рубрика «О тех, кто рядом – от тех, кто рядом». Я могла бы её довольно плотно наполнить: есть немало людей, которым я благодарна за ту жизнь, которую я проживаю. Родители и ближний круг, дети и учителя, сослуживцы и попутчики, соседи и случайные знакомые, товарищи по увлечениям и друзья – все они персоны уникальные. Более сорока лет после окончания педагогического института имени А.И. Герцена я работаю с детьми и взрослыми. Чем старше я становлюсь, тем больше учусь у тех, кто рядом. И утверждаю вслед за Е.Евтушенко:
«Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы – как истории планет.
У каждой всё особое, своё.
И нет планет, похожих на неё…»
Хочется, чтобы люди больше знали и больше ценили друг друга. Наверное, поэтому я здесь – в этом Доме и в этом Проекте.
Математик, журналист, педагог. Член Союза журналистов СПб и ЛО. Любовь к слову утвердилась в студенческие годы, когда потребностью души стало ведение дневника и длинные письма к друзьям и родным. Страсть познавать мир, людей, события и рассказывать об этом читателю воплотилась в многолетней журналистской работе, поначалу внештатной, а затем и в качестве штатного корреспондента. Кроме обязательных материалов удавалось публиковать и те, что рождались в тайниках души – зарисовки о природе, эссе, очерки о людях и путевые очерки. Работа над словом подвигла проникнуть в тайны родного языка, задуматься над технологией повествования. С годами накопленные впечатления и опыт переросли критическую массу, родилась потребность взять перо, чтобы поделиться с людьми пережитым в жанре рассказа. И вот родились рассказы и стихи в жанре верлибр и хайку, с которыми читатели познакомились благодаря книгам.
Представьте: садишься в … (машину, автобус, поезд, самолёт- что предпочитаете), или на … (коня, велосипед, корабль) или никуда не садишься, а, надев рюкзак, рискуешь пройти (десятки, сотни, тысячи километров– на сколько хватит) пешком по маршруту, который до этого разрабатывал до шага (что не отменяет неожиданностей). И что может быть лучше этого?! Идти, ехать, плыть, лететь –чувствуете? Перемещаться не только в пространстве, но и во времени, иногда даже в эпохах. Шутка. Но доля присутствует. Новые места, города, страны, люди. А главное – новые впечатления, мысли, да ты и сам после каждой такой дороги – новый. И начинаешь понимать больше и о себе, и о других, и о жизни. Ведь жизнь – это тоже путешествие. Из пункта А в пункт Б. И, когда ты уже ближе к концу маршрута, хочется рассказать кому-нибудь о пройденном – хотя бы о самых ярких моментах. Надеюсь, что наш журнал и станет тем местом, где мы сможем делиться своими воспоминаниями, мыслями и маршрутами. В путь!
Мне нравится быть читателем. Люблю хорошо сформулированную мысль, меткое слово, яркий образ, возникающий в воображении благодаря таланту писателя. Мой личный опыт как «творца текстов» укладывается в рамки профессиональной деятельности. Во-первых, как и всем преподавателям вузов, мне приходилось писать статьи и учебно-методические пособия. Во-вторых, я переводила с немецкого специальную литературу по контроллингу (экономике и финансам) и маркетингу. «Перевод – это автопортрет переводчика». Излагать чужие мысли на родном языке – не значит слепо подчиняться слову и логике автора! Одновременно учишься у него, а также интерпретируешь его. Увлекательный процесс, который помог мне приобрести новую специальность. Прошли годы, прежде чем у меня возникло желание заново обработать и структурировать накопившиеся методические материалы (в том числе и переводные) и – в идеале – издать их. Именно в Доме Проектов я встретила единомышленников, которые ставили аналогичные цели. В отличие от меня, мои коллеги – люди творческого склада, пишут стихи и обсуждают гуманитарные проблемы. Я с удовольствием присоединяюсь к ним.