Школа общественных помощников
В программе “Добрые соседи” заработал новый курс «Создаем сообщество своими руками». Идея курса в том, чтобы подготовить участников программы “Добрые соседи” к самостоятельной деятельности в сообществе, в выбранном ими направлении групповой работы (внутри соседской группы). Цикл занятий представляет собой прообраз (или аналог) тех групповых встреч, которые планируют участники в соответствии со своими интересами и заявленными компетенциями. Темы занятий:
1. Как создать СО-общество? Понятие о неформальном объединении и информальном образовании. Знакомство. Ожидания участников. Правила в группе.
Поэтапно разбирали тему «Как разработать программу курса». Оживлённую и тёплую атмосферу сразу создал неожиданный для всех способ знакомства «Снежный ком», когда нужно было запомнить имена всех предыдущих по кругу вместе с эпитетом, которым они себя охарактеризовали. После непродолжительного прояснения непонятностей домашнего задания, перешли непосредственно к вопросам: «Где учатся взрослые», «Как привлекать взрослых людей в наш круг» и «Что такое программа «Пять шагов». Формальное и неформальное образование – привычные и понятные для всех термины, но «информальное» – вне каких-либо институций: интернет, чей-то опыт, «сарафанное радио» – такой термин многие услышали впервые. Второй вопрос: «Как привлекать взрослых людей в наш круг». Разбившись на две группы, попытались решать его с помощью так называемой «карты сознания». И проявились два разных подхода: использование внешних факторов – СМИ, социальные сети, публичные мероприятия; и внутренней мотивации – интерес к новым знаниям, связям, новому опыту, новому общению. Благодаря этому получилось охватить проблему в полной мере и приблизиться к пониманию путей решения. Как всегда, основные вопросы по ходу обсуждения обрастали сопутствующими: Чего люди ждут от встречи, занятия, события? Какой из видов передачи и переработки информации наиболее продуктивен? Что нужно, чтобы человек чувствовал себя комфортно и уверенно в заданных условиях? Все согласились с тем, что, если человек интересуется темой, которая интересна вам, если при этом он чувствует интерес к нему, как к человеку, – его взглядам, его пониманию и опыту; если ему комфортно находиться в данном окружении, если он чувствует уверенность в том, что его выслушают и услышат – он будет приходить снова и снова. Сколько понадобится шагов, чтобы достичь этой цели – пять или больше – будем обсуждать в следующий раз.
2. Как учатся взрослые? Программа? План? Экспромт? (как разработать программу цикла встреч, опираясь на тему группы).
Настроиться на работу, озвучить свои ожидания помогли метафорические карты. Как интересно, что одни и те же сюжеты картинок вызывают такие разные ассоциации и толкования у участников! Очень важно осознать контекст существования программы – в какой реальности будет происходить её реализация, кому она адресована, кто является потенциальным участником. Для того, чтобы реализовать цели задуманных программ, активно поработали непосредственно над планом. Составление плана требует учёта нескольких факторов. Здесь важна не только личность самого модератора, его заинтересованность, но также увлечённость и потенциал всех участников, использование всех возможных ресурсов. Немало вопросов задали ведущей Ольге Агаповой – ведь освоение новой роли – дело ответственное и серьёзное. Ответы пытались найти все вместе. На примере группы «Праздники на дому» попробовали подобрать методы реализации и продумать организационно-материальные аспекты будущей программы. По традиции, анализируя итоги встречи, оценили свою собственную сегодняшнюю включённость в работу. И снова – рекомендации нашего модератора Ольги – как стимулировать включённость в процесс всех участников, какие методы и упражнения можно использовать.
3. Модерация. Я – модератор? (что надо знать и уметь, чтобы сопровождать деятельность сообщества, чего не должен знать и уметь модератор).
Наши «добрые соседи», волонтеры Дома проектов, начали осваивать новую роль в проекте-роль Модератора. Кто это такой? Мастер коммуникации или посредник? Организатор или инициатор? А все вместе, оказывается! Для формирования соседских сообществ им необходимо освоить это искусство, чтобы уметь сопровождать работу в группе на основе правил и принципов неформального образования взрослых. Модератор помогает разбудить интерес, ему удаётся воодушевить людей на совместное общение и совместные дела. Он приближает для всех цель, которая манит и влечёт. Он есть Авторитет процесса, а не содержания.
4. Информация и чувства (как передавать новое знание, чтобы поддерживать положительные эмоции). Краткое описание курса встреч: зачем и о чем? Как оценить результаты встреч сообщества?
Чем ближе к финалу обучения будущих модераторов соседских групп, тем напряжённее работа! На повестке дня – обсуждение программ групп, создание описания программ для будущих участников, формы подведения итогов. В течение месяца участники занимались подготовкой к разработке цикла соседских встреч: обсуждали, как и зачем вообще учатся взрослые, готовили себя к роли модератора, учились создавать программу. И вот теперь пробуют определить, на сколько сумели приблизиться к цели. Бумажные человечки-автопортреты участников располагаются на «горе», вершина которой – стопроцентное достижение целей. Такая схематичная и немного шутливая визуализация помогает перейти к серьёзному и конструктивному обсуждению: какие надо сделать шаги, чтобы подняться выше, почему фигурка-проекция находится сейчас именно на этом месте.
Обсуждение вновь подводит участников к резюме – Дом проектов оказывает поддержку на каждом этапе, даёт ресурсы, и если есть желание, чтобы соседские группы родились и жили – это обязательно будет! Выбор тем для каждой из программ не оставил равнодушными всех участников. Ведь каждый из волонтёров может стать и модератором, и экспертом, и спикером. Способ применения виртуальной воронки, постепенно сужая планы и вопросы, помогает отобрать темы, без которых невозможно обойтись.
Как привлечь новых участников и единомышленников? Как сделать представление программы таким, чтобы оно было максимально честным и открытым? Как совместить научные понятия с доступными формулировками? И, наконец, как организовать подведение итогов работы группы: оценить динамику в продвижении к цели и изменение состояния участников? Всё это нелёгкие вопросы, решить которые предстоит волонтёрам. А пока – собственный «Экран рефлексии», предложенный Ольгой Агаповой: «Мне захотелось…», «Мне интересно…», «Меня удивило…», «У меня получилось…», «Мне было трудно…». Заканчивая эти предложения, участники отразили свои чувства, желания, достижения, планы. Прозвучали слова благодарности в адрес ведущей Ольги Агаповой. А от неё – призыв к коммуникации и замечательный посыл: «Если каждому удастся сделать то, что раньше не делали – это будет победа – не только личная, но и наша общая, нашего Дома проектов!»