Неформальная педагогика как обучение свободных людей

Светлана Хансен

Четких определений понятия «неформальная педагогика» не существует, хотя сам термин появился в семидесятых годах 20-го века. Формальная педагогика осуществляется в рамках структуры формального образования в школах, училищах, вузах. В такой системе образования учитель является ведущим, а ученик – ведомым. Неформальная педагогика же представляет собой образовательный процесс, проводимый в дополнение к занятиям в школе, училище или вузе, но в то же время имеющий четко очерченные образовательные задачи. Процесс фокусируется вокруг ученика, предполагается, что он уже владеет какой-то информацией и опытом в изучаемой области и вправе сам выбирать, чему ему стоит учиться, а чему – нет.

Неформальную педагогику следует отличать и от процесса социализации, который происходит на протяжении всей жизни человека в процессе его взаимодействия с окружающим миром. Принципиальным отличием является наличие в неформальной педагогике четкой программы обучения, задач, целей, методологии, в то время как процесс социализации осуществляется спонтанно и индивидуально. Обозначу некоторые основополагающие принципы неформальной педагогики:

  • Добровольность участия;
  • Доступность для всех желающих;
  • Отсутствие системы оценок;
  • Разнообразие и гибкость в методах и подходах;
  • Интерактивность;
  • Творческая и демократическая атмосфера;
  • Активность учащихся, равноправие ученика и учителя;
  • Восприятие группы как важного источника знаний;
  • Опора на личный опыт участников; обучение за счет его осмысления и анализа;
  • Выстраивание образовательной программы на основе интересов и потребностей участников;
  • Возложение ответственности за конечный результат на ученика;
  • Предоставление возможностей работы в различной форме и с различным темпом;
  • Установление связи между опытом, имеющимся у участников и теорией;
  • Вовлечение участников на уровне эмоций и интеллекта.

Еще ранее, в 40-х годах 19 века, далеко до введения термина, эти идеи и подходы уже вовсю применялись на практике, да так успешно, что произвели на свет удивительную по масштабу охвата и протяженностью во времени традицию – датские народные школы. Эти школы оказали огромное влияние на общественное развитие всей Дании, их идеями питались другие в дальнейшем такие страны как Швеция, Германия, Голландия и др. Идеями Николая Грундтвига  о школе и педагогике были наполнены народные школы в Дании и за ее пределами:

  1. Представление о человеке как о духовном существе.
  2. Обучение на взаимодействии  и  общении  с  другими  людьми. 
  3. Использование преимущественно устного датского языка (в противовес монополии университетов и школ, обучающих на латинском и немецком и датской элите, использующей немецкий)
  4. Развитие личностных качеств в следующей последовательности: воображение  (творчество), чувства  (понимание  самого  себя), интеллект (знание, понимание).
  5. Обязательными составляющими  обучения  были  история, литература и мифология, пение и диалог.

История. Н. Грундтвиг  рассматривал  историю  как  движение,  изменение  и развитие.  Целью  изучения  истории  должно  было  стать  постижение индивидом  самого  себя.
Мифы. Могут быть  по-настоящему поняты только  тогда,  когда  мы  примем  их как  иллюстрацию  силы человеческого разума.
Пение.  Всегда  являлось  важным  инструментом  в  формировании национальной  идентичности  и  чувства  общности.
Образование. Должно  осуществляться  в  интерактивных взаимоотношениях  учителя  и  учеников.  Диалог  –  это  процесс  поиска взаимопонимания  и  выработки  правильных  действий (коммуникативный  смысл  общины),  а  это,  в  свою  очередь,  создает основу для самоопределения.

Лично на меня философия этих школ оказала неизгладимое впечатление. Вместе с другими участниками поездки мы решили создать организацию для продвижения такой просветительской модели. Нас вдохновляло и то, как датским народным школам удавалось формировать понимание нации как самобытного и сплоченного сообщества, и как создавались  условия  для саморазвития  членов народной общности. Важным условием было в таких школах умение применять  знания  в  жизни.

Со дня своего основания Дом проектов распространяет идеи, подходы и методы датских народных школ. С 2004 по 2018 год мы реализовывали программу «Школа третьего возраста» с циклом различных курсов в течение года по трем семестрам. С 2018 мы начали работать для людей всех возрастов. Философским стержнем Школы является базовый курс “Основы демократии/Искусство быть гражданином”. Его главная задача – просвещение в широком смысле – как смотреть на мир другими глазами? как снять пелену из стереотипов и чужих установок? как увидеть, изучить  предмет, проблему,  явление  со всех сторон, даже вовсе не привычных? как стать мастером в том, что казалось невозможным? Курс возвращает  всех участников в естественное ощущение собственного достоинства, уважения и доверия к другим. Постигается искусство ДИАЛОГА – не просто беседа, а развивающее общение, воодушевляющее на изменения. На курсе участники: 1) знакомятся друг с другом;  2) обмениваются ежедневным опытом, опираясь на позитивное; 3) формируют свои правила и законы сообщества и учатся им следовать; 4) узнают  разницу между тем, что могут изменить сами и что изменить не в силах; 5) учатся брать ответственность за свои слова и желания.

С годами мы стали расширять образовательный диапазон, и к 2010 году подошли к открытию более чем 20-ти образовательных курсов. Тематика курсов менялась из года в год. Так, в первые годы проекта мы отвечали на запрос приходящих к нам людей, предлагая курсы по здоровому образу жизни и ремесленным технологиям, а в дальнейшем, осознавая актуальность информационной грамотности, мы стали проводить курсы компьютерной грамотности и освоения сети Интернет, курсы по издательскому делу, фотографированию и видеосъемке. Благодаря знакомству со многими талантливыми авторами и ведущим, в нашей школе появились такие курсы, как: “Заповедная природа Петербурга”, “Хранители памяти”, “История религий”, “Литературный Олимп”, «Журналистика», «Волшебный мир Сказки», «Самостоятельное путешествие»,  «Честное домоуправление», «Сам себе режиссер», “Мода и стиль”, “Безопасный велосипед”  и многие другие.