ДРУГОЕ ДЕЛО В ПОСТЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ “РАЗВИЛКА”

Непримечательная парадная и дверь с табличкой «Школа третьего возраста». Внутри – уютное небольшое помещение, оно встречает теплом и запахом свежесваренного кофе. А на кухне – или в «кафе», как её тут называют – мило беседуют две курсистки, которые пришли на занятие пораньше.

За чашкой кофе
Светлана на пенсии уже пять лет, но всё это время она не сидит без дела. Занимается батиком (росписью по ткани), недавно окончила специальные курсы, проучившись вместе с восемнадцатилетними. Сейчас заинтересовалась курсом «Издательское дело», потому что хочет самостоятельно написать наполнение для своего сайта.

– Нашла объявление в интернете и подумала, что хватит дома сидеть!

А вот Ирина пришла сюда впервые, несмотря на то что идёт уже второе занятие.

– Я на другой курс записана, на «Авторские прогулки». Меня подруга попросила сюда сходить, записать всё и ей рассказать. Она сама не может, занята. А хочет опубликовать свою научную монографию.

Звонок в дверь, курсисты постепенно собираются. Наконец приходит преподаватель Екатерина и занятие начинается.

Школьный класс
Переходим в небольшой уютный класс с овальным столом, по периметру которого рассаживаются курсисты. За спиной учителя – доска, совсем как в школе. На стенах – мотивирующие плакаты. Какие-то из них нарисованы мастерски, другие – немного по-детски, но от этого они кажутся ещё более искренними и добрыми.

[metaslider id=”3993″]

Кто-то немного опаздывает, но не встречает строгой реакции учителя. Екатерина лишь говорит опоздавшему мужчине, Валерию, который мне показался немного похожим на какого-то киноактёра: «Прошу записать просьбу преподавателя не опаздывать на занятия! У нас по правилам это не практикуется!» – «Виноват, исправлюсь».

За одной партой оказались совершенно разные люди: от простого инженера до фотожурналиста из районной газеты и даже кандидата экономических наук. У всех разные пожелания к курсу: кто-то хочет написать научную работу, кто-то – стать копирайтером, а кто-то – опубликовать свои мемуары. Но их первая цель общая: в конце курса, уже через три месяца, они должны напечатать своего рода мотиватор для людей, которые только выходят на пенсию. Их не устраивает то, что говорит им пенсионный фонд, – «возраст дожития». Они хотят показать, что в их постюношеском возрасте жизнь только начинается.

Слова «старый» и «пожилой» в «Школе третьего возраста» под запретом. Впрочем, назвать ими кого-то из курсистов язык не повернётся. Они активны и полны сил, а их распорядок дня расписан буквально по минутам.

– Я ухожу из дома в 9 утра, а возвращаюсь в 9 вечера, – рассказывает курсистка Людмила. – И каждый день у меня занят: цигун, английский, «Авторские прогулки», испанский…

Проявила себя Людмила и в «Издательском деле» – на прошлом занятии за короткое время написала настоящий белый стих. «Талантище!» – отзываются о ней другие курсисты. Сама героиня скромно улыбается, и лишь седые кудряшки выдают её возраст.

Увлечённые делом
И хотя занятие «Техники прерайтинга» называется теоретическим, курсисты получают и практическое задание: нужно описать 6 граней любого объёмного предмета. На каждую даётся по две минуты. Блокнот, телефон, книга «Занимательная Греция»… Что интересного и необычного можно придумать про каждую из этих вещей?

Некоторое время в помещении слышно только лёгкое поскрипывание шариковых ручек. Кто-то из курсистов пишет в симпатичном блокноте, кто-то – в школьной тетрадке, а некоторые и на простых листах формата А4. Опоздавший Валерий заглядывает в тетрадь учителя, рассматривая план урока.

Периодически тишину прерывает лишь негромкое напоминание Екатерины о том, что время подходит к концу и пора переходить к следующей грани. Но даже такое замечание отвлекает будущих писателей.

– Ш-ш-ш!
– Молчу-молчу!

На столе в яркой вазе стоит небольшой цветочный букетик. Подобный есть и в кафе, но только там цветы из бисера, а тут – живые. За окном уже прекратился дождь, и можно увидеть, как несколько женщин старшего возраста проходят мимо с лыжными палками – занимаются скандинавской ходьбой. А на подоконнике в классе стоит стильная сумка одной из курсисток с надписью «Антверпен» и изображениями достопримечательностей этого бельгийского города – вероятно, привезена из туристической поездки.

Время вышло, и настала пора читать свои тексты.

– Мы же не ставим оценки! – подбадривает Екатерина и тут же шутит: – Мы только поставим в угол на горох, и всё!

Фантазия курсистов, действительно, удивляет. Людмила, описывая телефон, философски размышляет о социальных сетях и наушниках. А новичок на этом курсе, Елена, рассказывая про упаковку «Фосфалюгеля», мечтает о Париже и изысканных духах.

«Иди и свети!»
В «Школе третьего возраста» рады любым курсистам, которые не чувствуют себя бабушками и дедушками после выхода на пенсию. А таланты тут только приветствуются. Преподаватель советует курсистам книгу – бестселлер «Другое дело», в которой собраны статьи о людях, нашедших себе дело по душе в возрасте 70+. Как в России, так и за рубежом.

Споры с учителем и высказывание собственного мнения здесь тоже одобряются. Курсисты сами должны решить, как и что они хотят делать, преподаватель тут нужен только для того, чтобы помочь им добиться своей цели.

– Мы должны выпустить своего рода рекламный продукт, в котором будут собраны мотивирующие статьи и слоганы для тех, кто боится выхода на пенсию, – объясняет поставленную задачу Екатерина. – Например, вот такой слоган: «Если солнце сегодня не вышло, значит, солнце сегодня ты. Иди и свети!»

Возможно, кто-то из этих курсистов в будущем тоже расскажет о себе и своих успехах в подобной книге. Не зря же все курсы, которые идут сейчас в «Школе третьего возраста», направлены, в первую очередь, на открытие собственного дела.

Текст: Екатерина Опарина
Фото: Дарья Паясь