Молдова. Взломай свой возраст: цифровые и социальные связи между молодыми и пожилыми
Объединяя поколения во имя перемен
Некоторое время назад Дом проектов вошел в глобальную сеть организаций, работающих с пожилыми для пожилых. В результате нашего сотрудничества сложились различные проекты и направления работы. С этого дня мы начинаем цикл статей о том, как наши друзья из других стран наводят мосты между старшими и младшими в своих сообществах. Мы хотим познакомить людей в России с тем, как живут и действуют люди старшего возраста в других странах. В этот раз мы расскажем о проекте, который был разработан и запущен в работу в условиях пандемии COVID-19 глобальной сетью HelpAge (Помощь пожилым) в партнерстве с Фондом ООН в области народонаселения (ЮНФПА) на территории государства Молдовы.
В Молдове проживают 21,5% населения в возрасте 60 лет и старше. Пожилые люди там часто живут в одиночестве, их социальные контакты ограничены, а общение с семьей и друзьями сильно затруднено отсутствием технических средств (гаджетов) или неумением и страхом пользоваться ими. После того как 31 марта 2021 года в Молдавии были введены строгие ограничения в области общественного здравоохранения, люди в возрасте 63 лет и старше не могли покидать свой дом, за исключением неотложных нужд. Стало понятно: многим пожилым людям не хватает навыков пользования Интернетом, им трудно получить доступ к социальным услугам онлайн.
По просьбе Министерства здравоохранения, труда и социальной защиты был разработан проект, получивший название «Взломай свой возраст! Создание цифровых и социальных связей между молодыми и пожилыми людьми в Молдове». В его основу был положен подход, направленный не только на удовлетворение потребностей пожилых людей, но и на налаживание диалога между поколениями путем привлечения молодых людей в качестве инструкторов. Молодые люди, помогая пожилым людям совершенствовать их цифровые навыки, уменьшают физическую, эмоциональную и социальную изоляцию пожилых людей и в то же время улучшают взаимопонимание, по-новому выстраивают отношения между поколениями.
Проект позволил всем участникам освоить новый способ взаимодействия и получить знания о коммуникации и волонтерстве. Молодые волонтеры узнали, как давать рекомендации по настройке и использованию мобильного телефона, по установке и управлению настройками учетной записи в социальных сетях, по использованию мобильного Интернета и обработке онлайн-платежей. Визиты волонтеров к пожилым людям для обучения последних этим навыкам уменьшили социальную изоляцию и депрессию, с которыми сталкиваются многие пожилые люди. В результате все участники получили базовые ИТ-навыки и теперь могут совершать телефонные звонки, отправлять SMS-сообщения, пользоваться приложениями и пополнять счет для онлайн-платежей.
Так, объединив в действиях разные поколения, проект бросил вызов стереотипам, связанным с эйджизмом, наладил взаимодействие между молодыми и пожилыми людьми. Молодые участники отметили свое ошибочное мнение о том, что пожилые люди не хотят ничего знать о цифровых технологиях. В то же время пожилые участники изменили свое мнение об использовании мобильных телефонов и Интернета, признали, что использование цифровых устройств не обязательно ‘пустая трата времени”. Во время учебы участники делились друг с другом мыслями об обучении, культурных мероприятиях и личных интересах, создали неформальную сеть социальной поддержки. В процессе общения участники выявили новые сходства и различия между людьми разных возрастов. Но понимание друг друга усилило дружбу.
Согласно проекту в 15 общинах были созданы группы добровольцев. В состав каждой группы вошло не менее 10 пожилых людей и 5 молодых добровольцев. В целом работа велась с 300-ми пожилыми людьми, большинство из которых составляли женщины. Молодые волонтеры обучали пожилых людей пользоваться мобильным телефоном, Интернетом и социальными сетями, как онлайн получать доступ к социальным услугам. Например, рассчитать пенсию онлайн, онлайн оплатить счета за коммунальные услуги. Молодые волонтеры также обучали пожилых людей цифровым навыкам, которые помогли бы им поддерживать связь с семьей и друзьями – звонить по мобильному телефону, отправлять SMS-сообщения, пополнять счет, делать фотографии и видео, делиться ими (т.е. работать с такими приложениями, как Messenger, Facebook, Viber, WhatsApp). После прохождения обучения некоторые пожилые люди даже выложили короткие видеоролики о своей повседневной жизни на Facebook.
Другие участники принимали участие в онлайн-конкурсах, соревнуясь друг с другом за получение наибольшего количества ‘лайков’ за свои фотографии! Полученные навыки помогли пожилым ученикам значительно улучшить качество их жизни. Одна пожилая женщина пояснила: “С тех пор как я получила смартфон, я чувствую себя постоянно на связи и больше общаюсь. Я нашла в социальных сетях несколько старых друзей и родственников. Так как я увлекаюсь пчеловодством, я ищу в Интернете методы лечения, средства от укусов пчел… Я обмениваюсь знаниями с другими пчеловодами”.
В рамках проекта была проведена еще и серия групповых занятий, посвященных вопросам здравоохранения и психологического консультирования, обмену идеями по борьбе со стрессом. Кроме того, были затронуты вопросы предотвращения гендерного насилия и возможности получения доступа к юридической консультации. В проекте использовался подход ‘обучение тренеров’ и принцип ‘учись на практике’. IT – специалисты параллельно обучили молодых добровольцев, чтобы последние потом могли поделиться полученными знаниями с пожилыми участниками проекта.
Если пожилые люди не могли посещать очные занятия, молодые добровольцы устраивали визиты на дом (когда ограничения, связанные с COVID, ослабли).Кроме того, на пике пандемии в Молдове молодые волонтеры доставляли продуктовые наборы и средства индивидуальной защиты, предоставленные проектом, пожилым людям. Это еще больше укрепило отношения между поколениями, поскольку молодые волонтеры оказывали практическую и социальную поддержку. Проект также всячески способствовал распространению информации о COVID-19 , о том, как избежать заражения, с помощью листовок и флаеров. Причем, листовки и флаеры были разработаны так, чтобы они были понятны и доступны. Например, использовался крупный шрифт, не использовали медицинский жаргон.