Проект «Добрые соседи» или: как добавить осознанность в собственную жизнь?

Светлана Чернышева, Ольга Агапова

Одиночество – одна из печальных примет старости. Многие пожилые люди переходят в категорию  маломобильных; в их жизни становится все больше ограничений, связанных с передвижением. Становясь «пленниками жилища»,  они постепенно теряют связь с миром; общение становится ограниченным и «функциональным», призванным лишь поддержать жизнедеятельность. Монотонность бытия и формируемая им стереотипность мышления негативно сказываются на мыслительных процессах, ослабляют деятельность мозга. Даже если нет возможности свободно передвигаться, человеку нужны впечатления, чтобы возникало  чувство наполненности, содержательности жизни. Где их брать? Государственная социальная служба помогает решать бытовые вопросы, но не может обеспечить полноценное общение на дому. В большом городе функция поддержания социальных связей человека, которую в прежние времена брало на себя местное сообщество, постепенно снижается и размывается. Связи внутри семьи оказываются недостаточно сильными, чтобы эффективно поддерживать пожилого человека. К такой категории людей относятся выпускники Санкт-Петербургской благотворительной общественной организации гражданского просвещения «Дом проектов», которая в течение 18 лет предоставляла пенсионерам Петербурга возможность участия в образовательных программах, осваивать новые знания, умения, воодушевлять пожилых людей на активные действия по улучшению качества собственной жизни, создать условия для обретения ими осознанности на благо себе и сверстникам.Вместе с тем, сформировалось поколение молодых  активных пенсионеров, которые также являются выпускниками Организации. Они продолжают вести полноценную жизнь и общение в кругу друзей и единомышленников, имеют опыт и желание принимать участие в мероприятиях социальной направленности, более того, они хотят быть нужными другим людям и полезными – обществу. В этом смысле основной посыл проекта – создать условия для занятости в самом широком смысле, добавить осознанности, интенсивности, опыта и впечатлений в жизнь пенсионеров разных возрастов  оказывается  психологически оправданным и продуктивным подходом в организации их образовательной и социально-ориентированной деятельности.  В этой статье мы хотели бы поделиться опытом создания сети, которую мы называем «Добрые соседи». Так  называется и проект, который был поддержан Фондом Президентских грантов. Разумеется, формат статьи не позволит обозначить  все нюансы проекта. Здесь мы сможем описать основные мероприятия, которые позволят судить о логике, динамике и первых результатах  работы в целом. 

В начале пути участники проекта – волонтеры организации «Дом проектов» – стали «сотрудниками» Колл-центра, который решал важную задачу: определить потенциальный круг Добрых Соседей (маломобильных участников), понять, каковы их интересы. Хочется подчеркнуть: в задачу волонтеров не входили намерения дублировать работу социальных центров, оказывать  услуги, помогать по хозяйству, скорее, наоборот: важно предложить участниками сотрудничество, которое строится на взаимном интересе и полезном общении, и оно всегда – процесс двусторонний.  На этом этапе волонтерам пришлось фактически освоить новую деятельность: в коротком телефонном  разговоре нужно было установить контакт, донести основную идею проекта, узнать, как складывается жизнь собеседника, обсудить взаимные интересы и возможности встреч. Решение этой задачи потребовало от волонтера  не только смелости и внутренней решимости; это была настоящая Школа, где оттачивались умения и навыки  ведения переговоров,  импровизации и экспромта, а также документирования результатов (силами волонтеров создана Контактная электронная база1). Наблюдения за работой волонтеров в Колл-центре (обсуждение скриптов и сами  телефонные переговоры с маломобильными выпускниками Организации) показывали, как непосредственная деятельность способствует проявлению праксических эмоций. Это позитивные чувства, вызываемые деятельностью, ее изменениями в ходе работы, успешностью, трудностями ее осуществления; желанием добиться успеха, чувством напряжения.  Можно без преувеличения сказать: все, кто прошли через эту школу, благодаря увлеченности, азарту, испытанной ими приятной усталости и напряжения, стали другими людьми, более уверенными и готовыми к самостоятельным осознанным действиям.   
Мероприятием, в котором Добрые Соседи могли не только привлечь внимание к проекту со стороны жителей района, найти новых единомышленников, но и проявить творчество, поделиться ценностями, явился Соседский праздник. Для проведения праздника был выбран небольшой уютный сквер, который на один день превратился в пространство, где участники проекта вместе с соседями – местными жителями – учились делать что-то своими руками, играли в традиционные («дворовые») и интеллектуальные игры, танцевали, пели и слушали музыку, угощали друг друга, делились тем, что любят – книгами, цветами, рецептами. Неустойчивая петербургская погода с проливным дождем не испугала волонтеров, каждое из намеченных мероприятий было проведено (хотя и под зонтиком!), но гостей было меньше, чем ожидалось. Главный результат был достигнут: участники учились умению договариваться, логистике, творчеству, стремились делать общее дело так, чтобы оно было радостным, интересным,– и это те процессы, которые опять-таки добавляют осознанности жизни в пожилом возрасте.  
В проект были включены и такие форматы, которые позволяли участникам  и подопечным осмыслить свою деятельность под несколько  иным, непривычным, углом зрения, приближаясь к пониманию своей роли в жизни сообщества, а значит, и общества в целом. Одним из таких мероприятий было проведение публичной дискуссии, посвященной теме возрастной самодикриминации. Мероприятие с провокационным названием «Хочу себя уважать!» позволило участникам обсудить вопросы, которые помогают преодолевать внутренние барьеры, свойственные зрелости (возрастные стереотипы, личная ответственность, новые жизненные сценарии, самоограничения, культурные привычки, диалог с молодым поколением, правовая грамотность и др.). Понятно, что такие чувствительные темы невозможно обсуждать открыто в кругу малознакомых людей; с целью задать некий импульс дискуссии часть волонтеров выступили с представлением собственного опыта, открытий, находок, что также требовало и мужества, и желания делиться своими открытиями в жизни, что, на наш взгляд, также является серьезным шагом на пути к  осознанности жизни.  
В проект были включены  еженедельные встречи участников проекта, когда обсуждались планы, подготовка мероприятий, текущие дела проекта. Представляется, именно в этом заключается философия и идея проекта: будучи внутри процесса, участники понимают, что любые инициативы и смелые предложения придется реализовывать самим. После завершения крупных мероприятий и событий большая часть времени рабочих встреч отводится обратной связи, прояснению полученного опыта, фиксации успехов, достижений и полученных уроков, того, что нуждается в переосмыслении, доработке, исправлении в будущем. Все результаты фиксируются на бумаге в виде плакатов, которые до следующего мероприятия висят на стенах «Дома проектов». К ним можно обращаться при необходимости, дополнять. Они становятся ярким и говорящим источником информации о мероприятии для тех, кто не смог участвовать в обсуждении лично. Они же создают в организации особенную атмосферу причастности к общему Делу, что также, представляется, влияет на уровень осознанности в практической деятельности волонтера. 
Встречи с маломобильными людьми. В проекте они назывались «кейсы взаимопомощи», и, как оказалось, стали самой неоднозначной стороной проекта. Здесь проявился целый ряд противоречий: – между абстрактно-позитивной готовностью волонтеров участвовать во взаимодействии с маломобильными пожилыми и необходимостью на практике брать ответственность за регулярность встреч;   – между дефицитом общения маломобильных людей и их готовностью «открыть двери» малознакомым людям;   – между желанием волонтеров заниматься досугом подопечных и нехваткой знаний и практических умений в этой сфере.   Наиболее востребованной и, заметим, приемлемой для обеих сторон, стала такая форма общения, как телефонные беседы. Другая возможность – кратковременные и нерегулярные встречи для того, чтобы познакомить пожилых людей с практиками самопомощи и самоподдержки, такими, как тренировка памяти и различные способы поддержания себя в устойчивой  физической форме. Перспективной и важной в работе с маломобильными людьми участники проекта назвали работу с воспоминаниями и Историей жизни.  Это направление, которое участники сначала опробовали на себе, представляет собой цикл бесед с подопечными о событиях жизни, запоминающихся случаях, тех моментах, которые и придают жизни смысл, вызывают душевный отклик, порождают эмоциональный подъем, способствуют развитию мыслительной деятельности и памяти. Самое главное, что у пожилых людей, которые сегодня находятся не в самой благополучной жизненной ситуации (одиночество, зависимость от внешней помощи, проблемы со здоровьем),  появляется чувство, что «все неслучайно», что у них есть основания для того, чтобы гордиться собой (своим характером, поступками, возможностями преодолевать жизненные трудности). Порой воспоминания становятся опорой и источником  внутренних ресурсов, чтобы жить дальше и находить смысл и радость жизни, пусть даже в ограниченных условиях.   
Когда обсуждались так называемые кейсы взаимопомощи, то почти всегда возникал вопрос о способах взаимодействия с подопечными. Этому в основном и были посвящены занятия Школы  общественных помощников. Они строились в формате просветительского цикла и включали различную тематику: – социальные и психологические аспекты старения;  – правовая грамотность и пожилой возраст;  – разработка мини-проекта в деятельности волонтера;  – международный, российский и региональный опыт в сфере волонтерства и работы с маломобильными людьми;   – развивающие практики в работе с маломобильными людьми. Помимо названной выше темы (История жизни), занятия  были посвящены посильному движению, развитию эмоциональной компетентности, в частности, умению справляться с негативными эмоциями в быту, в общении с близкими и в целом – с внешним миром.    Просветительский курс – достаточно новая форма обучения. Одна из ее особенностей – открытость новому в самом широком смысле. Часть занятий проводились в форме открытых панельных встреч с гостями организации, что также раздвигает границы,  расширяет опыт, помогает тому, чтобы знания и умения сопоставлялись с иным опытом и представлениями о деятельности с пожилыми, и тем самым становились более «объемными». Полученные знания и умения  волонтеры старались по возможности использовать в практике взаимодействия с подопечными.   
По мере реализации проекта, развития опыта участников, накопления разного рода материалов и историй возникла (а точнее, была возобновлена) практика подготовки участниками материалов для публикаций. Был создан и опубликован в Интернете второй выпуск электронного журнала «Былое и думы». Дизайн и макет текста сверстан участниками-волонтерами на отдельном сайте, привязан к сайту Дома проектов и опубликован для публичного доступа. Выпуск журнала представлен на Соседской конференции. 
Соседская конференция – мероприятие, в котором, с одной стороны, осмысливались результаты проекта на уровне человека, и с другой стороны, организации, которая выступила инициатором проекта.  Это возможность поделиться мыслями, практиками с коллегами из других организаций и познакомиться с опытом, близким по смыслу. В конференции приняли участие не только волонтеры-участники проекта, но  и тренеры, преподаватели, эксперты, студенты кафедры социальной работы Санкт-Петербургского государственного университета, специалисты-практики в области образования взрослых и социальной работы, неформальные лидеры и активисты из числа пожилых людей. Главным итогом проекта стала апробация новых форм работы с пожилыми людьми с активным вовлечением самих пожилых людей в разработку концепции, организацию и проведение мероприятий.   
На конференции другие общественные объединения Санкт-Петербурга и области делились опытом работы с пожилыми людьми. В качестве особого гостя конференции выступила Дана Стейнова, Генеральный секретарь Европейской федерации пожилых людей. Она рассказала об опыте  Чехии в сфере непрерывного образования пожилых граждан, о деятельности Университета третьего возраста, который был основан  в Праге в середине 1980-х гг.  Одна из ключевых идей госпожи Стейновой об использовании собственных ресурсов и компетентности во взаимном обучении представителей старшего возраста, о возможных сферах общения и обучения, включая развитие финансовой независимости, поиск и осуществление новой и посильной занятости пожилых людей, явились ценным посланием для участников проекта в канун его завершения.    
Основные итоги проекта можно сформулировать следующим образом. Для всех участвовавших в проекте стало очевидно: практики обучения для развития социальной включенности людей старшего возраста необходимо развивать и распространять в обществе всех возрастов, чтобы возможности позитивного долголетия становились реальностью для возможно большего количества людей. Важно, чтобы их участие в позитивных изменениях становилось осознанным. Что касается качественных изменений на уровне сообщества, то, скорее всего, это процесс, который начался в рамках проекта, и будет продолжаться дальше. И здесь можно отметить, что  на локальном уровне были созданы новые социальные связи;  вырос уровень доверия людей в местном сообществе. Волонтерская деятельность в различных формах, возможности обучения создают условия для того, чтобы росла ответственность людей за социальные процессы, которые развиваются на местах. Люди зрелого возраста, которые освоили навыки конструктивной групповой работы и выработки совместных решений, обладают потенциалом для создания неформальной «социальную службы» (или «соседского центра»), построенной на дружеском, подчеркнуто неформальном отношении между людьми всех возрастов.