Обучение как непрерывный процесс
В одном из маленьких городков Германии некоторые время назад осуществлялся преинтереснейший проект под названием «Пенсионеры живут и переживают историю в Европе». Он проходил под девизом: «Считайте действия вместо морщин». Звучит привлекательно, не правда ли? Но действия в нем превосходят по привлекательности и название проекта, и его девиз. Ведь сами пожилые люди организуют различные познавательные и культурные активности. Так, например, чтобы местная история не застывала в названиях улиц и площадей, они организуют исследования и рассказывают о людях, давших им имена. А еще они собирают подлинные знания о старых и заброшенных местах, проводят выставки фотографий таких мест, во время которых непринужденно завязывают разговор с посетителями и увлекают своими занятиями историей. Кстати у таких инициатив есть и другой замысел – обращать внимание властей на беспорядок и запустение, инициировать новые урбанистические проекты. Таким образом, мы наблюдаем, что параллельно поисковым действиям идет и обучение – как самих старших участников, так и местных жителей.
Наши коллеги по Европейской федерации пожилых людей, безусловно, правы: процесс обучения никогда не заканчивается. Он всегда требует предложений, импульсов, тем и людей, которые принимают эту готовность. В нашей Организации мы, поддерживая этот принцип, побуждаем и вдохновляем пожилых людей на различные образовательные занятия, в основе которых не пассивное слушание, а активное действие самих участников с пользой для себя и других людей. Так, 5 апреля, мы собрались небольшим кругом и посредством «мозгового штурма» расширяли представление о возможных активностях наших двух проектов Организации – «Былое & Думы» и «Живем сообща».
По словам Алевтины Шаховой, тема “сохранения памяти”, начиная со своей собственной семейной истории, может вдохновить и на написание таковой, и на поиск “своих корней”, на составление родословной. “Я вижу интерес своих детей к истории семьи. Понимаю, что им сейчас некогда этим заниматься, как когда-то некогда было нам самим…Тогда-то и встает вопрос: “Кто, если не ТЫ?”
…Но что и как можем делать мы, не только оставаясь внутри семьи, а вынося эту задачу за ее пределы, в общество? – такой вопрос мы обсуждали на встрече. Ведь мы же понимаем, что культурные коды складываются не назиданием, указкой и принуждением. История рода, семьи – прекрасная тема для соединения поколений, но надо попытаться ее представлять интересно и без нафталина?
Наталии Земсковой захотелось поделиться впечатлениями от разговора со своей невесткой: «Ее отклик, – восторженная поддержка. Она сказала, что это супер важно для укрепления семьи и воспитания детей, – рассказ о каждом кровном родственнике, о прошедшем времени. Я, – это обладатель ценнейшей информации. Мои ушедшие родственники и их рассказы живут в моей памяти, и в моих силах оставить эту память детям!»
Мы определили несколько направлений работы. В следующий раз мы соберемся уже с представителями молодого поколения, чтобы предложить свои идеи и услышать идеи в ответ. Тем самым мы хотим воплотить на практике важные принципы нашей работы – равноправие, консолидацию, умение слышать друг друга.