Образование длиною в жизнь
«Жизнь – это больше, чем просто выживание» – это главное послание международной сети «Помощь пожилых» и ее 130 организаций, представляющих интересы пожилых в 80-ти странах мира. Права пожилых людей на социальную защиту и социальное обеспечение, а также на образование и обучение на протяжении всей жизни были темами обсуждения правительствами, правозащитными учреждениями, организациями гражданского общества и самими пожилыми людьми на сессии Рабочей группы открытого состава по проблемам старения в Нью-Йорке в апреле 2019 года. Для того, чтобы учесть мнения пожилых людей во всем мире, Международная сеть «Помощь пожилым» ежегодно изучает положение дел для людей пожилого возраста в разных странах на выбранную тему Рабочей сессии и затем формирует Отчет на данную тему.
Будучи членами этой международной сети, нам также важно рассказывать участникам наших просветительских программ о том, как живут и стареют люди в других странах. Это помогает понять, в каком положении относительно других стран находится Россия, что можно извлечь полезного из опыта решения тех или иных вопросов другими людьми и в других условиях. Вашему вниманию представляем выдержки из Отчета 2019 года на тему: «Образование длиною в жизнь».
Образование, обучение и повышение потенциала на протяжении всей жизни
Навыки, знания и информация, которыми уже обладают пожилые люди
Пожилые люди, принявшие участие в консультации, имели разные уровни образования и подготовки. Некоторые закончили университет, другие – только начальную школу. Некоторые имели всего пару лет школьного образования или вообще никакого. Некоторые говорили, что у них нет навыков грамотности и счета. Около 60 процентов участников ответили, что у них есть навыки, знания и информация, необходимые для принятия собственных решений и того, что они хотят делать в своей повседневной жизни. Некоторые говорили, что это потому, что они все еще работают, или имеют образование.
Другие чувствовали, что у них было достаточно навыков для жизни, но их навыки были в некотором роде ограничены
«У меня достаточно навыков, но с некоторыми ограничениями, когда дело доходит до технологий». 72-летняя женщина, Сербия
«Я думаю, что у меня есть навыки и знания, которые мне нужны, но ситуация постоянно меняется, поэтому, возможно, у меня есть не все». 71-летняя женщина, Словения
Некоторые говорили, что навыки, которые у них были, устарели и больше не актуальны.
«Раньше у меня были некоторые навыки, но большинство из них не имеют значения сейчас». 75-летняя женщина, Непал
Чему хотят научиться пожилые люди
Многие участники сказали, что важно продолжать учиться по ряду разных причин.
«Образование помогает готовиться к жизни в новых условиях и участвовать в общественной жизни». Групповая дискуссия, Россия. Они сказали, что хотят иметь возможность использовать новые технологии для оплаты счетов, записываться на прием к врачу, делать покупки онлайн, пользоваться Интернетом, покупать билеты на культурные мероприятия и поддерживать связь с семьей и друзьями.
«Мне нужен ноутбук и интернет, чтобы поддерживать связь с моими детьми. Они живут там, где нет мобильной связи». 76-летняя женщина, Украина
«Нам нужно больше ИТ-навыков, чтобы иметь возможность общаться в цифровой форме с государственными органами». Групповое обсуждение, Дания
Некоторые хотят знать, как получить доступ к медицинским услугам, оплатить медицинское страхование или получить другие виды социальной поддержки.
«Мне нужно больше информации о том, как переехать в другую квартиру с лифтом. Это очень важно, так как моя жена не может ходить». 90-летний мужчина, Финляндия
Несколько участников заявили, что важно развивать новые навыки и знания, чтобы зарабатывать на жизнь. Они хотели получить навыки в сельском хозяйстве, выращивании мелких животных, рыбоводстве, садоводстве, строительстве, столярном деле, шитье, предпринимательстве и инвестициях.
«Мне нужны навыки для моего бизнеса. Я шью только для пожилых людей, потому что не умею делать современный дизайн. Я хочу изучать новый дизайн одежды». 80-летняя женщина, Мьянма
Многие участники хотели получить навыки, позволяющие им участвовать в общественной жизни. Некоторые хотели развить навыки лидерства, адвокации и агитации.
«Нам нужны навыки для тойи-тойи уличного марша». 86-летний мужчина, Южная Африка
Некоторые хотели узнать о правах, политике и законе.
«Мне нужно знать о правах человека и правовых процессах. Я сталкиваюсь с дискриминацией. Мои соседи пытаются лишить меня моей земли». 62-летняя женщина, Украина
Другие хотели научиться управлять организацией.
«Я хочу научиться управлять и развивать ассоциацию». 70-летний мужчина, Камбоджа
Где могут обучаться пожилые люди
Участники, которые чувствовали, что им нужно больше навыков, информации и знаний, определили широкий спектр мест для их получения. К ним относятся неправительственные организации, такие как ассоциации пожилых людей, группы самопомощи, а также организации гражданского общества, работающие либо с пожилыми людьми, либо с вопросами здравоохранения или развития в более широком плане.
«Мы можем делиться знаниями и опытом друг с другом через нашу группу самопомощи пожилых людей». 80-летний мужчина, Мьянма
Некоторые участники сказали, что существуют общинные центры, в которые они могут пойти, такие как бюро консультаций для граждан, центры обучения взрослых, сельские общинные центры, клубы по интересам и центры знаний. Участники также определили государственные службы, такие как медицинские центры, сельскохозяйственные центры и библиотеки, а также образовательные учреждения, такие как сельскохозяйственные учебные центры, университеты, колледжи и частные курсы.
Некоторые участники сказали, что они получают информацию из книг и средств массовой информации, включая телевидение, радио, интернет и газеты. Тем не менее, несмотря на широкий спектр источников информации, выявленных участниками, многие заявили, что не знают ни одного, который был бы им доступен.
«Есть много мест, где вы можете пройти обучение дизайну одежды, но они предназначены только для молодежи. Я не обращаюсь туда из-за моего возраста». 80-летняя женщина, Мьянма
Препятствия на пути к образованию и обучению на протяжении всей жизни
Участники указали, что негативное отношение к пожилому возрасту – это препятствие для получения образования. Некоторые говорили, что их дразнили, смеялись и унижали, потому что они шли на занятия.
«Год назад я была совершенно неграмотной. Я даже не могла написать свое имя. К счастью, у меня была возможность посетить базовый класс грамотности. В то время жители деревни смеялись надо мной и дразнили меня из-за моего возраста». 81-летняя женщина, Непал
Другие говорили, что пожилые люди не приветствуются в учебных заведениях.
«Кажется, ни у кого нет времени, чтобы что-нибудь четко объяснить». 80-летний мужчина, Сербия
Другим сказали, что им будет слишком трудно учиться из-за пожилого возраста.
«Я хотела бы получить уроки письма и чтения. Я пыталась, но они сказали, что это может быть трудно для меня из-за моего возраста». 60-летняя женщина, Руанда
Некоторые участники усвоили негативное отношение и стереотипы о пожилых людях и пожилом возрасте. Они сами сказали, что слишком стары, чтобы учиться.
«Некоторые пожилые люди чувствуют себя «уставшими» или неспособными изучать новые вещи из-за своего возраста. Это делает их неспособными к изучению новых вещей». Групповое обсуждение, Дания
Некоторые участники заявили, что информация им недоступна.
«Нет ресурсных центров с материалами, актуальными для пожилых людей». Групповая дискуссия, Танзания
Некоторые участники заявили, что не могут получить необходимую информацию, потому что у них нет времени или документов, оборудования или денег.
«Стоимость обучения нас ограничивает. Нужно выбирать – потратить деньги на учебу или на уход за внуками или детьми». 77-летний мужчина, Замбия
Некоторые не могут учиться из-за отдаленности. Они не могут позволить себе транспорт, или он недоступен.
«Мы хотели бы пройти обучение в нашем сообществе из-за проблем с мобильностью». Групповая дискуссия, Лесото
Для других обучение было недоступно из-за инвалидности.
«Не могу преодолеть высокие ступеньки на лестнице. Я пожилая женщина с инвалидностью». 84-летняя женщина, Сербия
Большое количество участников заявили, что они никогда не пытались получить какую-либо подготовку или информацию.
«Мы никогда не пробовали. Мы понятия не имеем, с чего начать.» Групповая дискуссия, Лесото
Ключевые выводы
Исключение пожилых людей из возможностей получения образования является отказом в их праве на образование и препятствует осуществлению ими других прав, таких как право на труд, права в полной мере участвовать в социальной, экономической, культурной и политической жизни, и права на здоровье.
Право на образование в пожилом возрасте не упомянуто в рамках международной системы защиты прав человека. Право на образование и обучение на протяжении всей жизни должно применяться к уникальному контексту пожилого возраста и изложено в новой конвенции о правах пожилых людей.
Материал взят из ежегодного отчета HelpAge International
Copyright © HelpAge International 2019