Выпускники о нас

Думы о Доме

 Машина Ольга Григорьевна, 63 года,
 работающий пенсионер
/педагог, психолог, методист/,
 участник альманаха «Былое & Думы»

В Дом проектов я пришла с чисто утилитарной целью – получить компетенции в объявленном курсе «Издательское дело». Но, как оказалось, Дом проектов не просто предоставляет образовательные услуги взрослым, но, действительно, вовлекает их в проекты. Эти проекты, с одной стороны, дают возможность участникам реализовать свои творческие и деловые качества, а с другой, являются социально значимыми для разных категорий людей (даже не имеющих прямого отношения к самому Дому). Прожив в Доме полтора года, хочу поделиться мыслями о достоинствах такой формы организации жизни взрослых людей.

Одной из приоритетных задач Организации обозначено гражданское просвещение. Она успешно реализуется. Для расширения знаний в области в области права, социологии, экологии приглашены специалисты и общественные деятели высокой квалификации. Причём осуществляется не просто информирование слушателей по определённым вопросам. Участники включены в конкретную полезную деятельность, которая позволяет на практике ощутить себя активными гражданами (организация гражданского форума «Возраст требует действий», посещение психоневрологического интерната, организация соседского праздника для жителей микрорайона, помощь пожилым маломобильным людям, открытые публичные дискуссии на площадках города, выставочный стенд и круглый стол на форуме «Старшее поколение» и т.д.). Гражданское просвещение осуществляется и посредством ознакомления с деятельностью других общественных организаций как у нас в городе, так и в стране, и даже за её пределами. Это даёт ощущение единства целей активных граждан во всём мире, расширяет возможности реализации поставленных задач, используя опыт аналогичных сообществ.

Жизнь в Доме позволяет расширить круг общения: сюда приходят заинтересованные люди, которые не только «берут», но и много «дают» окружающим. Признаком качественного уровня образования является взаимообучение участников. Происходит не только взаимодействие  «преподаватель – ученик», но и «ученик – ученик». Термин «ученик» мы употребляем условно. Кроме этого и сами «ученики» способны (и проявляют себя в этом) встать на место преподавателя: ведь среди участников немало специалистов высокого уровня в различных областях. Волонтёрская работа позволяет людям, оставившим официальную трудовую деятельность, по-прежнему реализовывать себя в творчестве, в организаторской, просветительской, конкретной прикладной деятельности. Для кого-то это возможность осуществить свои давние мечты, попробовать себя в новом виде деятельности.

Важной составляющей программы является базовый психологический курс «Полжизни в подарок». Он помогает осмыслению ценностей, поддерживает позитивный взгляд на жизнь, мобилизирует внутренние резервы участников. Немаловажное значение имеет поддержка и стабилизация эмоционально-чувственной сферы взрослых людей. Успешная деятельность в различных сферах позволяет сохранять высокую самооценку и одобряемый социальный статус участников. Известно, как тесно связано психологическое самочувствие и соматическое здоровье. Поэтому, безусловно, работа в благотворительных программах позволяет улучшать и сохранять активное долголетие самих волонтёров.

Отличительной особенностью Дома проектов является то, что не просто «школа», общественная образовательная организация. Здесь встречаются, объединяются и создают свои собственные проекты взрослые люди. Значимым результатом деятельности является жизнеспособность этих творческих объединений, которые демонстрируют свою успешность уже в течение нескольких лет (мастерская песни «Музыкальная свеча», клуб «Скрипичный ключ», литературное объединение «Невские берега», мастерская народной куклы, клуб макраме, мастерская декупажа, английский клуб, клуб «Модница», мастерская «Копирайтинг» и др.)

Особо хочется сказать об «интеллектуальном волонтёрстве». Создание таких проектов как «Хранители памяти», «Возрасту@net”, «Былое & Думы», «Добрые соседи»  даёт возможность передавать культурный код от старшего поколения к следующим. С помощью этих проектов демонстрируется уникальность каждого человека, ценность его эмоционального и жизненного опыта, виртуальная нить добра соединяет предыдущие и последующие поколения. Трудно перечислить все положительные стороны такого замечательного феномена как Дом проектов. Без сомнения, выпускники и сегодняшние участники могут поделиться своими мыслями на этот счёт.

Что дало участие в Доме проектов лично мне? В Доме проектов я встретила людей, общение с которыми расширяет горизонты моих знаний в различных сферах. С их помощью я открыла для себя новые книги, фильмы, театральные проекты, фестивали, досуговые мероприятия различной направленности, образовательные проекты учреждений культуры и общественных организаций. Город, в котором я живу более сорока лет, открыл для меня новые возможности. Произошли положительные изменения в профессиональной сфере. Важным моментом является осознание реального факта непрерывного образования на протяжении всей человеческой жизни. Содержание моей профессиональной деятельности – развитие и образование детей раннего и дошкольного возраста (от 2 месяцев до 7 лет). Дальнейшее образование (общее и профессиональное) не вызывает сомнений: мы его получаем сами и видим, как его получают другие. Теперь же я убеждаюсь, что в современном обществе образование людей старше 50 лет, как профессиональное, так и дополнительное, получаемое в разных формах, является не исключением, а нормой. Подкреплённое жизненным опытом, оно является базой для успешной профессиональной и общественной деятельности в зрелом возрасте. Укрепление самооценки даёт ощущение внутренней свободы, что приводит к более открытому общению, готовности устанавливать новые контакты в разных сферах и на разном уровне. Может быть поэтому я получила новое предложение по работе и вот уже 10 месяцев успешно совмещаю должность методиста в другом образовательном учреждении с основной должностью.

Участие в дискуссиях и выступление на конференции подкрепило опыт публичных выступлений. Формы организации работы слушателей, приёмы активизации аудитории, которые использовались преподавателями и модераторами Дома проектов, я внедряю в свою работу с взрослыми участниками образовательных отношений. Достигнуты успехи в профессиональном конкурсном движении. В соавторстве с другими педагогами заняли первое место в районном конкурсе детских газет (использовались умения, полученные на курсе «Издательское дело»). Стала победителем районного конкурса педагогических достижений в номинации «Воспитать человека». Знаменательно, что я была самым старшим участником: остальные участники имели возраст от 25 до 40 лет. Планирую продолжить работу в Доме проектов: прежде всего, конечно, в альманахе «Былое & Думы», который родился в нашей одноименной мастерской. Но наш Дом предлагает немало заманчивых предложений, в которых хочется участвовать. Думы о Доме связаны с надеждой на успех и процветание этой замечательной организации. А для этого, несомненно, нужны не только энтузиазм и силы непосредственных участников, но и содействие понимающих единомышленников.