Что такое «неформальная педагогика»?

Неформальная педагогика как обучение свободных людей

Четких определений понятия «неформальная педагогика» не существует, хотя сам термин появился в семидесятых годах 20-го века. Формальная педагогика осуществляется в рамках структуры формального образования в школах, училищах, вузах. В такой системе образования учитель является ведущим, а ученик – ведомым. Неформальная педагогика представляет собой образовательный процесс, проводимый в дополнение к занятиям в школе, училище или вузе, но в то же время имеющий четко очерченные образовательные задачи. Процесс фокусируется вокруг ученика, предполагается, что он уже владеет какой-то информацией и опытом в изучаемой области и вправе сам выбирать, чему ему стоит учиться, а чему – нет.

Неформальную педагогику следует отличать и от процесса социализации, который происходит на протяжении всей жизни человека в процессе его взаимодействия с окружающим миром. Принципиальным отличием является наличие в неформальной педагогике четкой программы обучения, задач, целей, методологии, в то время как процесс социализации осуществляется спонтанно и индивидуально.

Обозначим некоторые, на наш взгляд, основополагающие принципы неформальной педагогики:

  • Добровольность участия;
  • Доступность для всех желающих;
  • Отсутствие системы оценок;
  • Разнообразие и гибкость в методах и подходах;
  • Интерактивность;
  • Творческая и демократическая атмосфера;
  • Активность учащихся, равноправие ученика и учителя;
  • Восприятие группы как важного источника знаний;
  • Опора на личный опыт участников; обучение за счет его осмысления и анализа;
  • Выстраивание образовательной программы на основе интересов и потребностей участников;
  • Возложение ответственности за конечный результат на ученика;
  • Предоставление возможностей работы в различной форме и с различным темпом;
  • Установление связи между опытом, имеющимся у участников и теорией;
  • Вовлечение участников на уровне эмоций и интеллекта.

Но еще ранее, в 40-х гг. 19 века, далеко до введения термина, эти идеи и подходы уже вовсю применялись на практике, да так успешно, что породили удивительную по масштабу охвата и протяженностью во времени традицию – датские народные школы. Эти школы оказали огромное влияние на общественное развитие всей Дании, их идеями питались другие в дальнейшем такие страны как Швеция, Германия, Голландия и др. Нас более всего вдохновляло то, как датским народным школам удавалось  формировать понимание как быть самим  собой  и  как  быть  членом  народной  общности,  создавать  условия  для саморазвития  и  самообразования,  формировать умение применять  знания  в  жизни.

Идеи Николая Грундтвига  о школе и педагогике, реализованные в народных школах:

  1. Представление о человеке как о духовном существе.
  2. Обучение на взаимодействии  и  общении  с  другими  людьми. 
  3. Использование преимущественно устного датского языка (в противовес монополии университетов и школ, обучающих на латинском и немецком и датской элите, использующей немецкий)
  4. Развитие личностных качеств в следующей последовательности: воображение  (творчество), чувства  (понимание  самого  себя), интеллект (знание, понимание).
  5. Обязательными составляющими  обучения  были  история, литература и мифология, пение и диалог.

История. Н. Грундтвиг  рассматривал  историю  как  движение,  изменение  и развитие.  Целью  изучения  истории  должно  было  стать  постижение индивидом  самого  себя.
Мифы. Могут быть  по-настоящему поняты только  тогда,  когда  мы  примем  их как  иллюстрацию  силы человеческого разума.
Пение.  Всегда  являлось  важным  инструментом  в  формировании национальной  идентичности  и  чувства  общности.
Образование. Должно  осуществляться  в  интерактивных взаимоотношениях  учителя  и  учеников.  Диалог  —  это  процесс  поиска взаимопонимания  и  выработки  правильных  действий (коммуникативный  смысл  общины),  а  это,  в  свою  очередь,  создает основу для самоопределения.

С самого начала работы Организации и до сегодняшних дней мы распространяем идеи, подходы и методы датских народных школ и неформальной педагогики (андрагогики). С 2004 года по 2018 год мы реализовали программу «Школа третьего возраста», философским стержнем которой стал базовый курс «Основы демократии/Искусство быть гражданином». Его главная задача – просвещение в широком смысле — как смотреть на мир другими глазами? как снять пелену из стереотипов и чужих установок? как увидеть, изучить  предмет, проблему,  явление  со всех сторон, даже вовсе не привычных? как стать мастером в том, что казалось невозможным? Курс возвращал всех участников в естественное ощущение собственного достоинства, уважения и доверия к другим. Мы осваивали искусство ДИАЛОГА, который не просто беседа, а развитие и воодушевление на изменения, и прежде всего, в собственных глазах. На курсе участники знакомились друг с другом,  обменивались ежедневным опытом, опираясь на позитивное, формировали свои правила и законы сообщества, учились им следовать, а также узнавали разницу между тем, что можем изменить сами и что изменить не в состоянии, учились брать ответственность за свои слова и желания.

С годами мы стали расширять образовательный диапазон, и, таким образом, в 2010 году количество курсов в нашей Школы насчитывало более 20 наименований. Тематика курсов также менялась. Если в первые годы проекта мы отвечали на запрос приходящих к нам людей, предлагая курсы по здоровому образу жизни и ремесленные мастерские, то в дальнейшем начали осознавать  актуальность информационной грамотности. Так появились курсы компьютерной грамотности, издательского дела, фотографии и кинотворчества. Благодаря знакомству со многими талантливыми просветителями и общественными деятелями появились такие курсы, как: «Заповедная природа», «Хранители памяти», «История религий», курс литературного творчества «Литературный Олимп», «Журналистика», курс сказкотерапии «Волшебный мир Сказки», курс подготовки тревел-консультантов «Самостоятельное путешествие»,  «Честное домоуправление», «Сам себе режиссер», «Мода и стиль», курс иностранных языков и многие другие.