Международный форум

В основе деятельности нашей общественной организации «Дом проектов» лежит идея о том, что через активное участие пожилых людей в различных образовательных мероприятиях, меняется их мировоззрение, и как следствие, повышается степень участия в общественной жизни. Так, необходимость в реализации этой идеи в нашей стране подтвердил и прошедший в Москве 19 сентября 2019 г. международный форум «Обучение на протяжении жизни. Доступность образования в пожилом возрасте» (http://eurag.rospensioner.ru/) Форум проходил при участии 28 делегатов Европейской федерации пожилых людей (EURAG). В английской версии название Форума звучит, на наш взгляд, гораздо точнее и острее – «Право на доступ к образованию для пожилых людей».

В дискуссиях Форума приняли участие европейские и российские теоретики и практики в области образования взрослых (андрагогики). Так, например, спикером из Австрии, госпожой Розмари Курц, было сказано, что право на образование – это фундаментальное право в европейском сообществе. Свободный доступ к обучению на протяжении жизни является одним из способов, с помощью которого общество демонстрирует свое уважение людям старшего возраста. Мы услышали очень важную фразу о том, что образование – это и право, и обязанность для людей всех возрастов, таким образом, от самих людей во многом зависит организация образования, которое, по мысли Розмари, должно соответствовать последним открытиям в области науки и культуры. Дана Стейнова, основатель первого Университета третьего возраста в Праге в 1986 году, отметила, что важной идеей в основе ее детища была идея о полезности людей старшего возраста для общества – куда важнее приносить пользу! При этом Дана не ожидала помощи от государства, она соединяла компетенции разных людей, а те, в свою очередь, обучались друг у друга. Это экономило ресурсы Университета. Дана рассказала также о том, что она начала (как и мы в Доме проектов!!!) создавать больше программ для подготовки людей пожилых в помощь более пожилым, — подготовки, так называемых, геронтологических ассистентов. Представитель из Дании, Питер Рудольф Хансен, выразил мысль о том, что между возрастами студентов/учащихся не должно быть границ, а задачей пожилых должна быть подготовка лучшей жизни для молодых, при этом люди разных поколений могут вдохновлять друг друга. Дитер Массин из Германии сфокусировал внимание участников на развитии коммуникаций между пожилыми людьми и обществом. Так, Дитер привел в пример интересный проект в Германии под названием «Считаем дела, а не морщины», сутью которого является фокусировка на знаниях о местах, событиях, которые помнят люди старших возрастов и делятся с другими в формате открытых дискуссий, фотовыставок, авторских экскурсий.

В России самый низкий индекс (1,2%) участия пожилых людей в образовательных программах. Традиционная система образования в России не подготовлена обучать людей старшего возраста. При этом люди продолжают ждать от государства каких-то мер, а сами не проявляют достаточной активности в самоорганизации вокруг этой деятельности. Одним из главных аспектов, как подчеркивалось на Форуме, является готовность и желание старших развивать себя, отказаться от чувства «доживания». Пенсионеры могут влиять на то, что происходит в городе, стране, помогать себе и обществу развиваться (возраст мудрых).

Одним из ключевых решений Форума стала необходимость внедрения в России непрерывной системы образования, создающей иметь доступ к образовательным программам как неформального, так и профессионального обучения. Европейские представители планируют разработать рекомендации для расширения образовательных возможностей пожилых людей. Одним из положительных последствий Форума для нашей Организации является развитие отношений с общественными организациями и университетами третьего возраста Чехии, Дании, Германии, Австрии, Литвы и др.