Неформальная педагогика как обучение свободных людей
Светлана Хансен
Четких определений понятия «неформальная педагогика» не существует, хотя сам термин появился в семидесятых годах 20-го века. Формальная педагогика осуществляется в рамках структуры формального образования в школах, училищах, вузах. В такой системе образования учитель является ведущим, а ученик – ведомым. Неформальная педагогика же представляет собой образовательный процесс, проводимый в дополнение к занятиям в школе, училище или вузе, но в то же время имеющий четко очерченные образовательные задачи. Процесс фокусируется вокруг ученика, предполагается, что он уже владеет какой-то информацией и опытом в изучаемой области и вправе сам выбирать, чему ему стоит учиться, а чему – нет.
Неформальную педагогику следует отличать и от процесса социализации, который происходит на протяжении всей жизни человека в процессе его взаимодействия с окружающим миром. Принципиальным отличием является наличие в неформальной педагогике четкой программы обучения, задач, целей, методологии, в то время как процесс социализации осуществляется спонтанно и индивидуально. Обозначу некоторые основополагающие принципы неформальной педагогики:
- Добровольность участия;
- Доступность для всех желающих;
- Отсутствие системы оценок;
- Разнообразие и гибкость в методах и подходах;
- Интерактивность;
- Творческая и демократическая атмосфера;
- Активность учащихся, равноправие ученика и учителя;
- Восприятие группы как важного источника знаний;
- Опора на личный опыт участников; обучение за счет его осмысления и анализа;
- Выстраивание образовательной программы на основе интересов и потребностей участников;
- Возложение ответственности за конечный результат на ученика;
- Предоставление возможностей работы в различной форме и с различным темпом;
- Установление связи между опытом, имеющимся у участников и теорией;
- Вовлечение участников на уровне эмоций и интеллекта.
Еще ранее, в 40-х годах 19 века, далеко до введения термина, эти идеи и подходы уже вовсю применялись на практике, да так успешно, что произвели на свет удивительную по масштабу охвата и протяженностью во времени традицию – датские народные школы. Эти школы оказали огромное влияние на общественное развитие всей Дании, их идеями питались другие в дальнейшем такие страны как Швеция, Германия, Голландия и др. Идеями Николая Грундтвига о школе и педагогике были наполнены народные школы в Дании и за ее пределами:
- Представление о человеке как о духовном существе.
- Обучение на взаимодействии и общении с другими людьми.
- Использование преимущественно устного датского языка (в противовес монополии университетов и школ, обучающих на латинском и немецком и датской элите, использующей немецкий)
- Развитие личностных качеств в следующей последовательности: воображение (творчество), чувства (понимание самого себя), интеллект (знание, понимание).
- Обязательными составляющими обучения были история, литература и мифология, пение и диалог.
– История. Н. Грундтвиг рассматривал историю как движение, изменение и развитие. Целью изучения истории должно было стать постижение индивидом самого себя.
– Мифы. Могут быть по-настоящему поняты только тогда, когда мы примем их как иллюстрацию силы человеческого разума.
– Пение. Всегда являлось важным инструментом в формировании национальной идентичности и чувства общности.
– Образование. Должно осуществляться в интерактивных взаимоотношениях учителя и учеников. Диалог – это процесс поиска взаимопонимания и выработки правильных действий (коммуникативный смысл общины), а это, в свою очередь, создает основу для самоопределения.
Лично на меня философия этих школ оказала неизгладимое впечатление. Вместе с другими участниками поездки мы решили создать организацию для продвижения такой просветительской модели. Нас вдохновляло и то, как датским народным школам удавалось формировать понимание нации как самобытного и сплоченного сообщества, и как создавались условия для саморазвития членов народной общности. Важным условием было в таких школах умение применять знания в жизни.
Со дня своего основания Дом проектов распространяет идеи, подходы и методы датских народных школ. С 2004 по 2018 год мы реализовывали программу «Школа третьего возраста» с циклом различных курсов в течение года по трем семестрам. С 2018 мы начали работать для людей всех возрастов. Философским стержнем Школы является базовый курс “Основы демократии/Искусство быть гражданином”. Его главная задача – просвещение в широком смысле – как смотреть на мир другими глазами? как снять пелену из стереотипов и чужих установок? как увидеть, изучить предмет, проблему, явление со всех сторон, даже вовсе не привычных? как стать мастером в том, что казалось невозможным? Курс возвращает всех участников в естественное ощущение собственного достоинства, уважения и доверия к другим. Постигается искусство ДИАЛОГА – не просто беседа, а развивающее общение, воодушевляющее на изменения. На курсе участники: 1) знакомятся друг с другом; 2) обмениваются ежедневным опытом, опираясь на позитивное; 3) формируют свои правила и законы сообщества и учатся им следовать; 4) узнают разницу между тем, что могут изменить сами и что изменить не в силах; 5) учатся брать ответственность за свои слова и желания.
С годами мы стали расширять образовательный диапазон, и к 2010 году подошли к открытию более чем 20-ти образовательных курсов. Тематика курсов менялась из года в год. Так, в первые годы проекта мы отвечали на запрос приходящих к нам людей, предлагая курсы по здоровому образу жизни и ремесленным технологиям, а в дальнейшем, осознавая актуальность информационной грамотности, мы стали проводить курсы компьютерной грамотности и освоения сети Интернет, курсы по издательскому делу, фотографированию и видеосъемке. Благодаря знакомству со многими талантливыми авторами и ведущим, в нашей школе появились такие курсы, как: “Заповедная природа Петербурга”, “Хранители памяти”, “История религий”, “Литературный Олимп”, «Журналистика», «Волшебный мир Сказки», «Самостоятельное путешествие», «Честное домоуправление», «Сам себе режиссер», “Мода и стиль”, “Безопасный велосипед” и многие другие.